Генпрокуратура Беларуси хочет ввести жесткие ограничения на трудоустройство бывших госслужащих
24.03.2010
—
Новости Общества
В качестве мотивации Генеральная прокуратура Беларуси указывает, что подобные ограничения действую во всем мире. Но, если разобраться в сути, белорусским госслужащим теперь не позавидуешь.Так, по данным Генпрокуратуры, нормы, рекомендующие устанавливать ограничения по выполнению бывшими государственными служащими работы в коммерческих и некоммерческих организациях, содержатся не только в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Международном кодексе поведения государственных должностных лиц и Модельном законе СНГ «О противодействии коррупции», но и в проекте Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в противодействии коррупции, который в соответствующей части уже согласован всеми государствами-участниками.
Генеральная прокуратура полагает, что установление ограничений по выполнению государственными служащими после прекращения государственной службы работы в коммерческих и некоммерческих организациях является обоснованным, поскольку предупреждает возникновение у государственных служащих желания вступать в неслужебные контакты с должностными лицами подведомственных (подконтрольных, поднадзорных и т.п.) организаций в целях последующего трудоустройства в эти организации.
Установление таких ограничений не противоречит Конституции Республики Беларусь и Трудовому кодексу Республики Беларусь и соответствует интересам национальной безопасности, отвечает практике противодействия коррупции в других государствах и требованиям международных правовых актов, констатирует Генпрокуратура.
Однако необходимо установить не полный запрет на переход государственных служащих на работу в иные организации, а лишь ограничения по трудоустройству в те организации, которые находились в сфере их непосредственного влияния в период государственной службы.
Для примера тут далеко ходить не надо, поскольку с завтрашнего дня зампредседателя Национального банка, Василий Матюшевский вступает в должность генерального директора БПС-банка. Такие перемещения в Беларуси отнюдь не редкость, и именно их Генпрокуратура хочет прекратить.
В связи с изложенным Генеральная прокуратура предлагает включить в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» отдельную статью, в части первой которой установить, что гражданин, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в течение двух лет после прекращения государственной службы не вправе работать в коммерческих или некоммерческих организациях на должностях, связанных с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных обязанностей и совершением юридически значимых действий, если в течение последнего года государственной службы в отношении этих организаций или их должностных лиц он принимал решения или участвовал в принятии таких решений, осуществлял функции надзора, контроля, дознания, следствия, правосудия либо иным образом при исполнении своих служебных полномочий оказывал непосредственное влияние на деятельность данных организаций и должностных лиц.
В части второй этой же статьи предлагается предусмотреть, что трудоустройство бывшего государственного служащего на вышеназванные должности в перечисленные коммерческие и некоммерческие организации допускается с согласия государственного органа по последнему месту службы бывшего государственного служащего, которое дается в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.
Указанные ограничения необходимо установить для всех категорий государственных служащих, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, работников органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Соответствующие ограничения следует включать в трудовые договоры с государственными служащими, а для государственных служащих, являющихся государственными должностными лицами, - также в письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.
Генпрокуратура считает, что на всех государственных служащих необходимо возложить обязанность при трудоустройстве в коммерческие и некоммерческие организации в течение двух лет после прекращения государственной службы сообщать новому нанимателю сведения о последнем месте государственной службы.
Одновременно следует возложить на нанимателей, принимающих на работу гражданина в течение двух лет после прекращения им государственной службы, обязанность письменно сообщать об этом по его последнему месту государственной службы. За неисполнение этой обязанности необходимо предусмотреть административную ответственность.
В государственных органах обязанности по разрешению спорных вопросов, связанных с государственной службой, в том числе урегулированием конфликтов интересов, дачей согласия на трудоустройство и проведением проверок по информации о допущенных нарушениях, следует возложить на специальные коллегиальные органы, порядок деятельности которых урегулировать актом законодательства.
Соответствующий коллегиальный орган по разрешению спорных вопросов, связанных с государственной службой, следует создать и при Администрации президента.
При выявлении нарушений соответствующий государственный орган обязан принять исчерпывающие меры реагирования.
Генеральная прокуратура предлагает установить административную ответственность бывших государственных служащих за трудоустройство в коммерческую или некоммерческую организацию без согласия государственного органа по их последнему месту государственной службы, когда получение такого согласия являлось обязательным.
А также установить, что отказ государственного органа по последнему месту государственной службы бывшего государственного служащего в даче согласия на его трудоустройство в конкретную организацию является основанием для отказа в принятии на работу в эту организацию, а в случае, если бывший государственный служащий уже был принят на работу в эту организацию, – основанием для расторжения соответствующего трудового договора.
Правда, отказ государственного органа в даче согласия на трудоустройство бывшего государственного служащего в конкретную организацию может быть обжалован бывшим государственным служащим в вышестоящий государственный орган или суд. Но возникает вполне риторический вопрос: кто же будет судиться с государством, когда устраивается на работу?
Генпрокуратура также считает необходимым обязать государственные органы проводить проверки информации по трудоустройству своих бывших служащих и о нарушении ими установленных ограничений. При выявлении нарушений, госорган обязан будет направлять соответствующие материалы в государственные органы, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, либо органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, для принятия иных мер реагирования.
Прокуратура и государственные органы по последнему месту службы бывших государственных служащих и вышестоящие по отношению к ним государственные органы смогут также предъявляют иски о признании недействительными трудовых договоров, заключенных коммерческими и некоммерческими организациями с бывшими государственными служащими, в связи с нарушением предусмотренных законодательством для таких лиц ограничений по трудоустройству.
Существенное ограничение прав государственных служащих по трудоустройству после прекращения государственной службы, по мнению Генеральной прокуратуры, должно сопровождаться принятием дополнительных мер по повышению уровня оплаты их труда и социальной защищенности, стимулирующих эффективное исполнение ими служебных обязанностей и антикоррупционное поведение.
Письмо со своими предложениями Генпрокуратура уже направила в Национальный центр законодательства и правовых исследований для их анализа и подготовки соответствующего документа.
Генеральная прокуратура полагает, что установление ограничений по выполнению государственными служащими после прекращения государственной службы работы в коммерческих и некоммерческих организациях является обоснованным, поскольку предупреждает возникновение у государственных служащих желания вступать в неслужебные контакты с должностными лицами подведомственных (подконтрольных, поднадзорных и т.п.) организаций в целях последующего трудоустройства в эти организации.
Установление таких ограничений не противоречит Конституции Республики Беларусь и Трудовому кодексу Республики Беларусь и соответствует интересам национальной безопасности, отвечает практике противодействия коррупции в других государствах и требованиям международных правовых актов, констатирует Генпрокуратура.
Однако необходимо установить не полный запрет на переход государственных служащих на работу в иные организации, а лишь ограничения по трудоустройству в те организации, которые находились в сфере их непосредственного влияния в период государственной службы.
Для примера тут далеко ходить не надо, поскольку с завтрашнего дня зампредседателя Национального банка, Василий Матюшевский вступает в должность генерального директора БПС-банка. Такие перемещения в Беларуси отнюдь не редкость, и именно их Генпрокуратура хочет прекратить.
В связи с изложенным Генеральная прокуратура предлагает включить в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» отдельную статью, в части первой которой установить, что гражданин, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в течение двух лет после прекращения государственной службы не вправе работать в коммерческих или некоммерческих организациях на должностях, связанных с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных обязанностей и совершением юридически значимых действий, если в течение последнего года государственной службы в отношении этих организаций или их должностных лиц он принимал решения или участвовал в принятии таких решений, осуществлял функции надзора, контроля, дознания, следствия, правосудия либо иным образом при исполнении своих служебных полномочий оказывал непосредственное влияние на деятельность данных организаций и должностных лиц.
В части второй этой же статьи предлагается предусмотреть, что трудоустройство бывшего государственного служащего на вышеназванные должности в перечисленные коммерческие и некоммерческие организации допускается с согласия государственного органа по последнему месту службы бывшего государственного служащего, которое дается в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.
Указанные ограничения необходимо установить для всех категорий государственных служащих, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, работников органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Соответствующие ограничения следует включать в трудовые договоры с государственными служащими, а для государственных служащих, являющихся государственными должностными лицами, - также в письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.
Генпрокуратура считает, что на всех государственных служащих необходимо возложить обязанность при трудоустройстве в коммерческие и некоммерческие организации в течение двух лет после прекращения государственной службы сообщать новому нанимателю сведения о последнем месте государственной службы.
Одновременно следует возложить на нанимателей, принимающих на работу гражданина в течение двух лет после прекращения им государственной службы, обязанность письменно сообщать об этом по его последнему месту государственной службы. За неисполнение этой обязанности необходимо предусмотреть административную ответственность.
В государственных органах обязанности по разрешению спорных вопросов, связанных с государственной службой, в том числе урегулированием конфликтов интересов, дачей согласия на трудоустройство и проведением проверок по информации о допущенных нарушениях, следует возложить на специальные коллегиальные органы, порядок деятельности которых урегулировать актом законодательства.
Соответствующий коллегиальный орган по разрешению спорных вопросов, связанных с государственной службой, следует создать и при Администрации президента.
При выявлении нарушений соответствующий государственный орган обязан принять исчерпывающие меры реагирования.
Генеральная прокуратура предлагает установить административную ответственность бывших государственных служащих за трудоустройство в коммерческую или некоммерческую организацию без согласия государственного органа по их последнему месту государственной службы, когда получение такого согласия являлось обязательным.
А также установить, что отказ государственного органа по последнему месту государственной службы бывшего государственного служащего в даче согласия на его трудоустройство в конкретную организацию является основанием для отказа в принятии на работу в эту организацию, а в случае, если бывший государственный служащий уже был принят на работу в эту организацию, – основанием для расторжения соответствующего трудового договора.
Правда, отказ государственного органа в даче согласия на трудоустройство бывшего государственного служащего в конкретную организацию может быть обжалован бывшим государственным служащим в вышестоящий государственный орган или суд. Но возникает вполне риторический вопрос: кто же будет судиться с государством, когда устраивается на работу?
Генпрокуратура также считает необходимым обязать государственные органы проводить проверки информации по трудоустройству своих бывших служащих и о нарушении ими установленных ограничений. При выявлении нарушений, госорган обязан будет направлять соответствующие материалы в государственные органы, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, либо органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, для принятия иных мер реагирования.
Прокуратура и государственные органы по последнему месту службы бывших государственных служащих и вышестоящие по отношению к ним государственные органы смогут также предъявляют иски о признании недействительными трудовых договоров, заключенных коммерческими и некоммерческими организациями с бывшими государственными служащими, в связи с нарушением предусмотренных законодательством для таких лиц ограничений по трудоустройству.
Существенное ограничение прав государственных служащих по трудоустройству после прекращения государственной службы, по мнению Генеральной прокуратуры, должно сопровождаться принятием дополнительных мер по повышению уровня оплаты их труда и социальной защищенности, стимулирующих эффективное исполнение ими служебных обязанностей и антикоррупционное поведение.
Письмо со своими предложениями Генпрокуратура уже направила в Национальный центр законодательства и правовых исследований для их анализа и подготовки соответствующего документа.