Привыкают по капле
Привыкают по капле
Психиатры выступают против свободной продажи корвалола и валокордина
Если бы вам сказали, что средства с наркотическим веществом изо дня в день рекламируются в прайм–тайме под маркой «доверьтесь классике!», что в любой аптеке их можно купить в любом количестве, да и редкая домашняя аптечка без них обходится, вы бы поверили? А придется. В этом смысле Беларусь вместе с Украиной занимают особую позицию. Если в Литве по примеру большинства западных государств за хранение валокордина, корвалола, валосердина и т.п. грозятся отдавать под суд, то белорусы свободно черпают из них 1,5 тонны фенобарбитала ежегодно. Тогда как по рецептам тот же препарат расходится по 100 кг, не более. Как говорится, почувствуйте разницу!
Интересная получается ситуация. «Сам по себе фенобарбитал входит у нас в список наркотических веществ, как и во всем мире. И никто не отрицает, что это психоактивное вещество, которое быстро вызывает зависимость у большого числа людей, — вот точка зрения заведующего кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО, доктора медицинских наук, профессора Романа Евсегнеева. — Стать зависимым можно всего лишь за несколько месяцев. Как ни парадоксально прозвучит, но даже алкоголь — меньшее зло. Из 100 мужчин, пропускающих рюмку–другую, алкоголизм разовьется только у 6 процентов, а из 100 любителей корвалола–валокордина до зависимости дело дойдет у половины!» Какая там «классика»? Ученые уверяют: барбитураты вообще и фенобарбитал в частности — нечто примитивное, из разряда пещерного анахронизма. Прошло уже почти полвека, как им на смену пришли транквилизаторы. Но их, заметьте, просто так в аптеке не купить, в стационаре списывается каждая таблетка. А настойки с фенобарбиталом — всегда пожалуйста! Хотя в современной медицине они применяются крайне редко, исключительно для лечения эпилепсии. В борьбе же с бессонницей, тревогой, раздражением не назначаются уже никогда и нигде. «Во–первых, доказано, что появляется вначале психологическая, а потом и психическая зависимость, — объясняет Роман Евсегнеев. — Все признаки налицо. Через 10 — 15 минут наступают расслабленность, вялость, эйфория наподобие легкого опьянения. Постоянно возрастает доза, ведь начальная со временем уже не дает «желаемого» эффекта. Возникает и «явление отмены» — это как похмелье у больного алкоголизмом. Если человек регулярно прибегает к таким лекарствам, то часто не может остановиться. Во–вторых, это ведь никак не решает его психических проблем, наоборот, они загоняются внутрь. По сути, теряются навыки противостоять сложным жизненным ситуациям, само стремление с ними справляться. Зачем? Если можно просто протянуть руку к привычному пузырьку? Так же алкоголик ищет спасение в бутылке... И, наконец, третье: фенобарбитал — не клюквенный сок. Он токсичен, вызывает поражение печени, почек и т.д. Он даже более токсичен, чем транквилизаторы, антидепрессанты. У пожилого человека увлечение такими настойками вызывает ухудшение памяти, интеллекта, сообразительности, координации движений. Повышается риск падений». Российские психиатры без обиняков заявляют: это все равно что стрелять картечью по очень тонким структурам своего головного мозга. Но ни о чем таком не предупреждает инструкция–вкладыш...
Защитники корвалола–валокордина, а их немало, особенно среди старшего поколения, доводов психиатров слушать не желают. Ведь главный их аргумент как раз в том и состоит: мол, выросли на этих универсальных препаратах, и отец принимал, и бабушка! Это традиция такая же, как при малейшей боли в горле тянуться за антибиотиком. Как в анекдоте про малограмотного фельдшера: принимай полтаблетки утром от головы, а вторую половину — вечером от живота. И смех и грех: когда недавно в Санкт–Петербурге прошел слух, что корвалол запретят продавать без рецепта, с аптечных полок многих российских городов в одночасье смели аналогичные настойки. Пришлось народ успокаивать: да пейте свои «традиционные» лекарства сколько душе угодно... Но это опасный стереотип — хвататься за корвалол при покалываниях в сердце, а не наблюдаться у кардиолога. Это вредная привычка — подавлять стресс валокордином из суеверного страха перед психотерапевтом или психиатром. «В поликлинике врачи нацелены на поиск телесных заболеваний, а не душевных, — замечает Роман Александрович. — И часто вариант предлагается один — дешевые, «отвлекающие», содержащие фенобарбитал настойки, которые лишь короткое время снимают симптомы тревоги и раздражительности». Иными словами: лечим одну беду, а зарабатываем другую, еще худшую. По прикидкам врачей, разрушительные последствия «классики» испытывают на себе десятки тысяч белорусов. Но статистика молчит. В клиники такие пациенты поступают нечасто. Это наркомана госпитализируют с «ломкой», а ее при зависимости от безрецептурного валокордина быть не может априори: сходил и купил. Все легально. Все просто. Все тихо–мирно. Пока тревога не становится патологической, а психические расстройства — явными. Психиатры тянут за «ниточку» и в очередной раз обнаруживают: вот и этот «успокаивал» себя три года чем–нибудь из ближайшей аптеки. Порой доходило уже до целой бутылочки за сутки...
Выход? Он давно лежит на поверхности. При наших сильнейших традициях самолечения и, чего скрывать, еще невысоком доверии к слову врача все препараты, содержащие барбитураты, имеет смысл продавать цивилизованно, по рецептам? Не всякий найдет тогда время и желание сходить за очередной дозой в поликлинику, и пузырек перестанет быть хозяином жизни, нервов и сердца.
Кстати
То, что лекарства — «золотая жила», лишний раз доказало громкое преступление в центре Москвы, произошедшее на днях. Преступники похитили... целый грузовик с медикаментами стоимостью примерно 10 млн. российских рублей. Причем все было тщательно спланировано: как только машина выехала за пределы предприятия, ее остановили неизвестные в форме сотрудников ГИБДД, рядом стоял автомобиль с милицейской раскраской. Около семи часов водитель провел на заднем сиденье с мешком на голове, только ближе к полуночи его выкинули возле Московской кольцевой. Ценный груз бесследно исчез. Пропавший грузовик объявлен в розыск.
Прямая речь
Алексей АЛЕКСАНДРОВ, главный нарколог Министерства здравоохранения:
— Рецепты на корвалол и валокордин вводиться не будут! Во всяком случае, в обозримом будущем. Мы идем по другому пути — информирование, информирование и еще раз информирование. Как общества, так и врачей. Это как с алкоголем, который запретить нельзя, но употребление которого можно значительно уменьшить, если каждый будет иметь представление о возможных рисках, последствиях, кому спиртное особо вредно, в каком возрасте и т.д. Так же, к примеру, и люди старше 70 лет должны осознавать, что сердце не лечится такого рода средствами. Впрочем, с 1 января в группу рецептурных переведены 3 препарата, содержащие барбитураты. Понижена и их доза в таблетках. Вероятно, и настойки разумнее продавать во флаконах не по 100 мл, а, скажем, по 25. Когда научные исследования действительно покажут, что настойки с фенобарбиталом серьезно отражаются на здоровье народа, то тогда обсудим вопрос о введении рецептов. Ведь попытка жесткого регулирования может вызвать у многих людей негативную реакцию.
Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА
Фото: Артур ПРУПАС