Интернет: безопасность и доступность гарантируется…
Интернет как скоростной источник получения информации и обмена мнениями не должен превращаться в помойное ведро
Темпы развития мировой информационной сети в нашей стране, по данным Международного союза электросвязи, одни из самых высоких на постсоветском пространстве, а по числу пользователей Интернета Беларусь — лидер среди стран СНГ. Так, в апреле 2009 года пользователями мировой паутины были около 3,1 млн. человек, а это означает, что к ее услугам прибегали около 32 процентов наших соотечественников.
К тому же Интернет широко используется белорусскими производителями для рекламы и реализации товаров и услуг как внутри страны, так и на внешних рынках. В этом отношении он уже давно высокоэффективная товаропроводящая сеть. Однако надо признать, что наибольшую популярность Интернет снискал у белорусских пользователей для обмена мнениями о происходящих в стране и мире политических и социально-экономических событиях. Диаметрально противоположные точки зрения пересекаются здесь в виде общения на форумах, комментариев, блогов (дневников) и т.д. Не секрет, что такого рода сообщения часто далеки от объективности и общественной нравственности. Они содержат оскорбительную либо клеветническую информацию о политических и социально-экономических процессах, происходящих в нашей стране.
Должно ли уважаемое суверенное государство, которым, вне сомнений, является Беларусь, защитить себя на законодательном уровне от потока лживой информации, разрушающей имидж страны и ее безопасность? Не должно, а обязано, как это делается во многих странах. Мы в этом отношении ничего нового не придумываем, а идем тем же путем, что и весь цивилизованный мир. В частности, Директива по электронной коммерции Европарламента и совета от 8 июня 2000 года № 200-31/ЕС гласит, что поставщик интернет-услуг должен руководствоваться законодательством страны, в которой он зарегистрирован, вне зависимости от того, в какой доменной зоне расположен его веб-сайт. «Закон о свободе коммуникаций» в 2000 году принят во Франции, который предусматривает обязательную регистрацию владельцев всех интернет-сайтов страны и ответственность провайдеров за предоставление услуг неидентифицированным пользователям. В Великобритании после американской трагедии 11 сентября 2001 года фильтрация интернет-ресурсов стала прерогативой Национального отделения по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Министерство юстиции Германии для противодействия международному терроризму разработало законопроект, который рассматривает регистрацию почтового электронного ящика на вымышленное лицо как преступление. Адрес электронной почты должен быть закреплен за определенным гражданином, чтобы в случае противоправного действия его можно было достаточно быстро установить. Кстати, размещение в Интернете материалов, отрицающих холокост, признается германским правосудием как нарушение законодательства со всеми вытекающими последствиями. В марте 2009 года в США усилен контроль за Интернетом в связи с активным использованием всемирной паутины «Аль-Каидой» и другими террористическими группировками для рассылки электронных писем и видеоматериалов, для получения денег и вербовки новых боевиков.
Очевидно, что с принятием указа, регулирующего в Беларуси потоки интернет-информации, мы первопроходцами не станем. Ограничение доступа к ресурсам, разжигающим экстремизм, национальную и религиозную вражду, пропагандирующим насилие и жестокость, другие антиобщественные действия, — в интересах каждого гражданина. А в интересах страны развивать Интернет, сделать его не только безопасным для общества, но и более доступным, дешевым.