"Чужой дом в моем огороде"
Одного шага для приватизации земли Тихоновичу оказалось мало
«Уважаемая редакция «Белорусской нивы», несколько лет назад я уже писал вам по поводу того, что на моем огороде РУП «Заречье» решило построить многоквартирный дом. К сожалению, ситуация до сих пор не изменилась, -- так начинается пришедшее в редакцию письмо жителя деревни Будагово Смолевичского района Федора Ивановского. -- У меня не только отобрали приватизированную землю, но еще и взамен ничего не предложили. Кроме того, во время изъятия не была произведена оценка плодовых деревьев и ягодников, которые росли на моей земле. Помогите, пожалуйста, разобраться в сложившейся ситуации!» Получив это письмо, наш корреспондент выехал на место.
-- По данному вопросу я уже несколько раз встречался с Федором Тихоновичем, -- рассказал корреспонденту «БН» председатель Жодинского сельисполкома Андрей Боровцов. -- С его слов выходило, что земля, о которой шел разговор, приватизирована. Однако когда стали разбираться, оказалось, что у Ивановского на этот счет нет никаких подтверждающих документов. Единственное, что имеется, -- выданный в 1996 году схематический план, в котором указывается, что земельный надел передан ему в пожизненное пользование. Если бы участок был приватизирован, то вместо этого плана у Федора Тихоновича имелся бы выдаваемый в те годы Государственный акт на право владения землей. А его нет, и по одной очень простой причине. После получения схематического плана будущий частный землевладелец обязан был обратиться в местный сельисполком, который на своем заседании вынес бы решение о выделении земли в частную собственность. В дальнейшем это решение и стало бы основанием для регистрации прав на земельный участок и получения Государственного акта. Однако ничего подобного Федор Ивановский не сделал. Фактически он остановился на первом шаге. В связи с этим, по законодательству, земельный участок Федора Тихоновича может быть просто изъят местным исполнительным органом власти для государственных целей. При условии, что за несколько месяцев до изъятия хозяин об этом должен быть предупрежден. В данном случае это мы и сделали.
Встретился я и с Федором Ивановским:
-- Я был по делам в Жодино, когда рабочие пришли огораживать мою землю, -- рассказал он мне. -- Жизнь меня не баловала с раннего детства. В те далекие послевоенные годы приходилось копать лопатой огород, таскать на себе борону, плуг, закапывать окопы, бункера, разбирать завалы… Сейчас мне уже далеко за 70, однако до сих пор я еще в меру сил стараюсь трудиться на земле. Выращиваю картошку, капусту, бурачок, сливу, яблоки… Вернувшись из Жодино, увидел, что все мои деревья и кустарники спилены и горят в общем костре, разложенном прямо посреди участка. Я подошел к рабочим и говорю: «Хлопцы, раз уж все здесь поспиливали, так отнесите дрова в котельную, пусть от них хоть какой-нибудь прок будет…» До сих пор задаю себе вопрос: неужели, перед тем как срубить, нельзя было создать комиссию, которая бы оценила стоимость всех деревьев и кустарников, росших на моем участке? Я ведь в них вкладывал свой труд, время, силы…
Комментируя эту ситуацию, председатель Жодинского сельисполкома мне пояснил, что первоначально земельный участок выделялся Федору Ивановскому непосредственно под огородничество, а значит, на нем не должно было быть никаких многолетних насаждений…
-- Федор Тихонович живет напротив нашей конторы, и я уже несколько раз с ним встречался, -- вступает в свою очередь в разговор директор РУП «Заречье» Сергей Примаченко. -- Земля, о которой идет речь, хоть и находится практически в центре создаваемого у нас агрогородка, но уже много лет фактически пустовала. Потому как из восьми имеющихся там участков реально возделывались на тот момент лишь два. В связи с этим, а также с тем, что рядом проходят все необходимые коммуникации, на областном уровне было принято решение построить на этом месте 12-квартирный жилой дом. Согласно законодательству, все жители соседних домов были заранее предупреждены о том, что их земля будет изыматься государством. Среди предупрежденных был и Федор Тихонович. Чтобы компенсировать потерю земли, сельисполком предложил всем желающим сельчанам новые земельные наделы, причем значительно большие по площади, только располагающиеся чуть подальше от домов. Но Ивановский от этого предложения отказался. Причем никакого заявления или обращения ни к нам, ни в сельисполком от него не поступало.
-- В нашем сельсовете мне впервые пришлось столкнуться с такой ситуацией, -- поясняет председатель Жодинского сельисполкома Андрей Боровцов. -- Возможно, все было бы иначе, если бы Федор Тихонович довел начатое дело до конца. Однако сейчас уже ничего изменить нельзя.
… Вот такая грустная история получилась. Решение принято, и обратного хода оно не имеет. К сожалению, в свое время Федор Тихонович по каким-то причинам так и не оформил выделенный под огородничество участок земли в собственность. То ли не знал, то ли думал, что еще успеет... Но время не повернешь вспять. А закон един для всех. Единственное, на что теперь может рассчитывать Федор Ивановский, -- это новый участок земли. Чтобы получить другой надел взамен утраченного, ему всего лишь нужно обратиться с соответствующим заявлением в сельисполком. Помочь освоить новый участок Федору Тихоновичу обещало руководство СПК.
Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН».