В морозном плену...
Иногда пожилые люди выбирают не там, где лучше, а там, где хуже
Это письмо из Гомельского района пришло в редакцию в разгар холодов. Его автор Лидия Петровна Землянская из поселка Кустарный -- инвалид 1-й группы, многие годы передвигается в инвалидной коляске. Вот что она написала в редакцию (приводим выдержки из письма):
«Сижу в безмолвии, в безлюдии. Летом еще кое-как, а вот настала зима, хижина моя вовсе не приспособлена к зимнему проживанию в ней. Фундамент развалился, пол опустился, лаги сгнили... Купила дрова (частными путями). Печка отапливается, в общем, деньги улетают через дымовую трубу, жгу дрова днем и ночью, дымоход не могу закрыть, неподъемная...
Сколько писала, просила поместить меня в дом инвалидов или на временное, есть же такие заведения...»
Пишет Лидия Петровна и про свою непростую жизнь -- настрадалась в годы войны, и про то, что нет в их селении даже колодца с чистой водой. Учитывая большой круг проблем, описанных нашей читательницей, мы отправили его на реагирование в Гомельский облисполком. И одновременно -- не дожидаясь, пока письмо дойдет до адресата, -- по телефону связались с представителями местной власти... Ведь, судя по письму, женщина не может обходиться без посторонней помощи, живет в опасных для себя условиях, днем и ночью топит печь. Тут и до беды недалеко.
Мы позвонили председателю Терюхского сельисполкома, на территории которого находится поселок Кустарный, Анатолию Петрушене. От него и узнали, что Лидия Петровна зарегистрирована и в холодное время года проживает у одной из дочерей в Гомеле. В Кустарном, в родительском доме, она обычно проводит лето. Таких «дачников» в поселке довольно много, а вот постоянно там живут, по словам Анатолия Петрушени, всего человек пять.
То, что в этом году Лидия Землянская осталась зимовать в Кустарном, оказалось сюрпризом и для территориального центра соцобслуживания населения Гомельского района. Официально, рассказала Надежда Брилевская, заведующая в центре отделением социальной помощи на дому, за помощью Лидия Петровна к ним не обращалась.
Между тем, как пояснили нам в Министерстве труда и социальной защиты населения, гражданин Беларуси вправе рассчитывать на оказание ему социальной помощи на дому не только по месту регистрации (в данном случае -- в Гомеле), но и по месту фактического проживания. Помочь протопить ту же печь может и социальный работник. А вот для того, чтобы попасть в дом-интернат, Лидии Землянской надо обратиться в управление соцзащиты населения администрации Центрального района г. Гомеля или в территориальный центр социального обслуживания населения в этом городе -- по месту регистрации. Процесс довольно длительный, требует усилий и со стороны родственников заявителя: ведь нужно собрать документы и пройти медобследование. Кроме того, дочерям Лидии Петровны придется взять расходы по пребыванию матери в доме-интернате на себя.
К слову, у Лидии Землянской три дочери. Две из них живут в Беларуси, в Гомеле. Почти 10 лет пожилая женщина «зимовала» в квартире у старшей из них -- по месту своей регистрации. Но отношения не заладились... Предложения переехать на зиму к младшей Антонине Лидия Петровна настойчиво отвергает. Хотя, как призналась женщина в телефонном разговоре с корреспондентом «БН», дочь приглашает ее каждый день. И все-таки думается, что родственники могли позаботиться о надежном пристанище для пожилой женщины загодя...
Между тем в Министерстве труда и социальной защиты республики сдержали свое слово, данное «БН», и не оставили эту ситуацию без внимания. Практически сразу после нашего звонка у Лидии Землянской в Кустарном побывали представители сразу двух территориальных центров социального обслуживания населения -- Гомельского и Центрального районов Гомеля. И выяснили: Лидии Петровне помогает родственник, у которого в Кустарном тоже дачный дом.
-- Мы предложили подведомственному комитету оформить его социальным работником на условиях неполной занятости, чтобы он помогал Лидии Петровне и дальше, получая за это деньги, -- рассказала Татьяна Федорова, начальник отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты республики. Но тот отказался, сославшись на то, что в большой снег не сможет добраться до Кустарного. Что касается ремонта, то, поскольку Лидия Землянская имеет благоустроенную четырехкомнатную квартиру, где и зарегистрирована, то заниматься ремонтом, по сути, дачного дома Гомельский райисполком не может. Лидия Петровна вроде как согласилась переехать в дом-интернат. Правда, сделать это бесплатно, как ей того хотелось бы, не получится: у женщины есть трудоспособные родственники, которые, по закону, обязаны ее содержать.
Наталья СЧАСТНАЯ, «БН».
Р. S. С момента нашего разговора с Татьяной Федоровой прошло примерно полторы недели. Сразу после праздников я связалась с территориальным центром социального обслуживания населения Центрального района Гомеля. Побывав у Лидии Петровны Землянской, его сотрудники оставили у нее и перечень необходимых для оформления в дом-интернат документов, и номера своих телефонов. Но ни устного, ни письменного обращения от женщины до сих пор не получили…
-- Я провела с мамой в Кустарном два последних выходных дня. Уговаривала поехать в Гомель. Но она опять отказалась, -- с горечью поведала последние новости младшая дочь Лидии Землянской Антонина. -- Представители соцслужб предлагали устроить ее в Дуяновку, но мама возмутилась: разве я только этого заслужила, говорит?! Она хочет дом-интернат в Гомеле. Печь в Кустарном по-прежнему топится сутками, она в аварийном состоянии. Страшно за маму, но что делать -- ума не приложу. Она ведь не маленький ребенок -- в коляску не посадишь, не привезешь…
Дуяновский дом-интернат для пожилых, который как вариант называли Лидии Петровне сотрудники территориального центра социального обслуживания населения Центрального района Гомеля, расположен в 10--15 километрах от областного центра. Это один из ближайших домов-интернатов. Такого заведения, как пояснила нам заведующая отделением социальной помощи на дому указанного центра Лариса Щетникова, в самом городе попросту нет. Немного ближе расположена Улуковская больница сестринского ухода, но находиться там люди могут не более трех месяцев -- и только при наличии медицинских показаний.
Для этого Лидии Землянской опять же нужно изъявить желание и пройти медобследование. Как и в случае с домом-интернатом, пребывание в больнице сестринского ухода не будет для нее бесплатным.