НЕТ ТАКОЙ ПРОФЕССИИ — ИМИДЖМЕЙКЕР?!
10.12.2009
—
Новости Общества
Есть. И люди, ею увлеченные, тоже есть. Только в государственном реестре профессий таковой почему-то не значится. Вот и получается как в кинофильме: «Ты суслика видишь? И я нет. А он есть».
— Что такое, по-вашему, имидж? — неожиданно начинает разговор с вопроса Мария Храмцова, белорусский имиджмейкер, которая согласилась побеседовать о своей деятельности.
— Э-э-э… Ну… наверное, это что и как ты надеваешь, каким парфюмом пользуешься, с каким настроением идешь, ну и все такое, — начинаю увиливать я, оказавшись неподготовленной к тому, что вопросы будут задавать мне.
— Не совсем так. Вы назвали один из внешних элементов имиджа — стиль. На самом деле имидж — понятие более сложное. И профессия имиджмейкера сродни профессии режиссера. А режиссура, как известно, имеет много общего с практической психологией. Только работа над образом строится в иной плоскости. Вместо роли в пьесе — роль человека в обществе, вместо театрального костюма — костюм, отражающий своеобразие личности, вместо решения сценического действия — учет реальной ситуации, вместо спектакля — жизнь с ее многогранностью и сложностью.
Имиджмейкер может выявить те положительные внутренние и внешние качества, которые есть у человека, сделать их значимыми. Личность является как бы тем «материалом», с которым работает имиджмейкер. Создание имиджа — это настоящий творческий процесс, ибо он связан с такой тонкой материей, как чувство собственного достоинства человека.
Имиджмейкеры не только помогают подобрать наиболее выигрышную манеру поведения и учат успешно проводить деловые встречи и светские приемы, но и способствуют более глубокому познанию собственной неповторимой значимости.
— То есть знаменитый рекламный слоган «имидж — ничто, жажда — все!»…
—…в корне неверен. Как раз наоборот, имидж и есть все. Давайте для начала поговорим о том, насколько имидж важен для того, кто хочет сделать успешную карьеру. Многочисленные исследования показали, что от 65% до 80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Причем впечатление от первой встречи формируется в течение первых десяти секунд знакомства и первых десяти секунд беседы. Зачастую именно это первое впечатление, которое вы производите, может оказать решающее влияние на вашу дальнейшую судьбу, например, при приеме на работу. Более того, то, как воспринимают вас окружающие, во многом определяет вашу жизнь, ваш успех в работе и бизнесе.
Помните, что непродуманный имидж мешает проявлению ваших истинных качеств и реализации возможностей. Но даже если вы оказались сегодня на уровне современных требований к деловому человеку, не расслабляйтесь — совершенству нет предела, ибо каким бы ни был ваш имидж сегодня, как бы хорошо он уже не послужил вам в вашей карьере, завтра его может оказаться недостаточно для продвижения по служебной лестнице. Среди деловых людей, и уже у нас в Беларуси тоже, прочно закрепилось сознание того, что имидж необходим каждому бизнесмену, чиновнику, общественному функционеру.
— Неужели имидж так важен в деловой сфере? А как же другие качества — профессионализм, работоспособность, образование и так далее?
— Безусловно, важны и те параметры, о которых вы сказали. И тем не менее, еще в 1990 году опрос высших должностных лиц и кадровых руководителей различных западных фирм, проведенный исследователями Школы управления университета в Сиракузах, показал, что 96% опрошенных считают: удачный имидж — наиболее значимая характеристика для постоянно находящихся на виду работников таких сфер, как торговля, управление, финансы.
Другие интересные результаты, полученные во время опроса, показали, что: во-первых, искусство общения (письменные навыки, этикет представления, четкая артикуляция) вносит наиболее важный вклад в создание позитивного имиджа. Следующими по важности считаются составляющие индивидуального образа: благородный внешний вид и хорошие манеры; а, во-вторых, управляющие и руководители отделов кадров считают достойный имидж более важным, чем наличие ученой степени.
При сегодняшней высокой конкуренции на рынке труда недостаточно быть просто квалифицированным специалистом. Наниматели требуют большего. Поэтому очень важно определить, работает ли ваш имидж на вас или против вас, и найти способы усовершенствования его.
Особое внимание рекомендуется обратить на то, как преподносить себя в каждодневной деловой жизни. Ваш вид, манера вести себя и разговаривать, поведение на деловых встречах и в обществе столь же значимы для продвижения по служебной лестнице, как и ваш опыт и способности.
— Хорошо, я поняла, что имиджмейкеры нужны и важны. Но такой профессии у нас официально нет…
— И это самая главная трудность. Как в России, так и у нас. В связи с этим популярность профессии растет, а понимание, что именно делает имиджмейкер, — на невысоком уровне. Ведь пока нет точных стандартов профессии, каждый специалист в нашей стране работает так, как он умеет. Получается нонсенс. Имиджмейкеры у нас есть, а профессии нет! Поэтому довольно много профессионалов среди имиджмейкеров, которым весьма сложно порой объяснить клиенту, что ценное в консультации по имиджу.
Кто-то думает, что имиджмейкер просто выбирает одежду, кто-то уверен, что имиджмейкер — это всего лишь стилист, кто-то считает, что имиджмейкер — это вообще консультант, который нужен только политикам, шоу-звездам и крутым бизнесменам, или тем, «кому нечего делать и денег куры не клюют». И все эти точки зрения ошибочные. Имиджмейкер — консультант, который может помочь, по сути, каждому, кто решил что-то улучшить и изменить в жизни. И имиджмейкер, в первую очередь, помогает достичь более глубокой и полной самореализации персоны с помощью манер, внешнего вида, речи, постановки целей и задач, проработки программы реализации планов и так далее.
— Как профессионал, вы можете оценить имидж публичных людей, например, политиков?
— Конечно. Например, имидж нашего Президента четко продуман. У него крупное телосложение и крупные черты лица и он правильно выбирает костюмы — получается гармоничный образ, запоминающийся. А вот Медведеву над своим имиджем стоило бы поработать. Пиджак, рубашка, галстук не соответствуют его типу фигуры. Он одевается в стиле «Хьюго Босс», стиле минимализма, но ему это не идет. При такой подаче образа у Медведева кажутся несоразмерно большими голова и шея…
— Мария, где и как вы учились?
— В первую очередь было и есть самообразование, потому что у нас нет в республике возможности получить образование и специальность «имиджмейкер». Ну нет таких кафедр. Приходится «грызть гранит науки» самим. Читаем книги, ходим в библиотеки, ездим на конференции…
— Кого бы вы назвали, что называется, имиджмейкером от Бога?
— Ивана Гулиенко, владельца российского имидж-агентства «Гид по стилю». Он был моим, если можно так выразиться, духовным наставником и педагогом. Я этим горжусь. Это мастер высочайшего класса, глубоко нравственный человек. Он относится к той редкой категории профессионалов, которые органично сочетают новации и традиции… А теперь я уже и сама преподаю имиджелогию в Академии постдипломного образования и в международном образовательном центре «Вива Либерти». В будущем году планирую преподавать на кафедре менеджмента БГУ. Вот-вот начнутся мои занятия для малышей в центре для детей, который создала певица Жанет.
В июне 2010 года мы с единомышленниками хотим провести международную конференцию имиджмейкеров и у нас в Беларуси. Также есть намерение консолидировать белорусских имиджмейкеров в сообщество. В общем, планов множество. Кроме того, я веду курсы стерв, и у меня выходит книга «Ризотто от стервы, или Как выйти замуж за 14 дней». Кстати, видите это бриллиантовое колечко? Это результат эксперимента, который лег в основу этой книги. Мне преподнесли его в подарок на 14-й день знакомства…
— И вы вышли замуж?
— Нет. Но цель была даже не в этом, а показать женщинам, что всего можно достичь, если очень захотеть. Кольцо было как символ того, что ты добилась результата и находишься на правильном пути.
— А что это за курсы стерв?
— Мы обучаем женщин понимать представителей противоположного пола и уметь строить с ними взаимоотношения так, чтобы обоим партнерам было комфортно. Мы не учим женщин унижать мужчин и вытирать о них ноги, мы учим их уважению.
— И для этого они должны быть стервами?
— Да. Стерва — это та, которая знает, как надо подать информацию для мужчины, чтобы получить желаемый результат. Как сделать так, чтобы мужчина понимал ее.
— Почему не вести, например, «курсы уверенных женщин» или «настоящих женщин»? Почему именно стерв?
— Потому что это слово появилось в обществе естественным путем. Общество само смоделировало слово. Это некий образ, как способ самореализации женщины — уверенной и амбициозной, получающей в жизни то, чего она достойна.
— Вам не кажется, что на данном этапе развития общества женщина и так уже является стервой? Ее к этому жизнь вынуждает.
— Поверьте, это миф. 99 процентов женщин не обладает уверенностью. Первая задача тех, кто приходит к нам на занятия, — получить эту уверенность.
…Ну и напоследок. Мое видение как имиджмейкера, и в первую очередь стилиста, лично вас, Ольга. Ваш образ сейчас достаточно интересный: карие глаза, более светлые брови и рыжие волосы. Но я бы посоветовала волосы выкрасить в темный цвет, посетить несколько сеансов в солярии, плюс непременно золотистый блеск на губы. И на вашу родинку у рта я бы сделала еще больший акцент, тонировала бы ее ярче.
Ольга КОСТЮКЕВИЧ