«Переулок? Его имя должен носить проспект»

Источник материала:  

Даже в «ссылке» Георгий Заборский смог сделать проект, за который получил Госпремию

В истории Беларуси было лишь два народных архитектора. Это Владимир Король и Георгий Заборский, которые вместе и по отдельности создали немало зданий, впоследствии ставших настоящими памятниками архитектуры. 11 ноября Георгию Заборскому исполнилось бы сто лет. Сегодня по просьбе «Р» о нем вспоминают люди, которые его хорошо знали.

Екатерина Ивановна ЗАБОРСКАЯ, жена:

— С Георгием мы познакомились в «Минскпроекте», ему тогда было пятьдесят лет. Наш союз многие осуждали, за любовь муж поплатился работой. Но мы тогда стойко выдержали все неприятности и счастливо прожили почти тридцать девять лет. Я очень любила этого человека и буду его любить, пока будет биться мое сердце. Муж был нежным и чувственным человеком, но очень редко это показывал. Никогда не обижалась на него. Более того, всегда знала, что архитектура для него на первом месте, работу он любил больше, чем меня. Но мне было рядом с ним очень интересно. Он и дома постоянно что-то рисовал, чертил. У него была папка, с которой он почти не расставался. Я практически не помню мужа без карандаша или уголька. Мне было приятно, что он делился со мной своими идеями, иногда советовался. Помню, когда делал дворец в деревне Мышковичи, никак не мог придумать решетку. Я ему предложила свой вариант, нарисовала ромашки. И муж на основе этого сделал прекрасную деталь для дворца. Георгий никогда не говорил о своих любимых проектах, но мне кажется, что ему очень нравилось то, что он сделал в колхозе «Рассвет». Я горжусь памятником Победы, Суворовским училищем, кинотеатром «Пионер», театром кукол… Мы любили вместе прогуливаться по городу. Куда ни пойди – везде творения Заборского. Он не всегда был доволен своими работами. Спустя годы смотрел и что-то хотел изменить. Сожалел, что не все его проекты воплощены. В послевоенное время спроектировал пантеон для погибших, позже создал очень интересный вариант филармонии… Муж до последних дней что-то рисовал. Он не успел реализовать все свои мечты.

Ярослав ЛИНЕВИЧ, заслуженный архитектор БССР:

— В 1952 году я в числе других стал студентом первого набора архитекторов института, который теперь называется БНТУ. А Георгий Заборский был одним из наших преподавателей. Помню, он всегда ходил с резинкой. Он был немногословным человеком, и, если ему что-то не нравилось в наших работах, молча это стирал. Некоторым иногда по несколько раз приходилось переделывать курсовые. Заборский нам казался самым строгим преподавателем. Помню, как на практике после первого курса мы бродили по Киеву, Георгий Владимирович знакомил нас с архитектурой этого города. Дело было после дождя, он взобрался на горку, поскользнулся и упал. Его отправили в больницу, а мы, глупые студенты, были очень счастливы, что хоть на какое-то время избавились от строгого наставника. Позже, когда мы встречались с ним уже как коллеги, стыдились тех своих юношеских мыслей. Ведь именно благодаря таким преподавателям-практикам, как Заборский, Король и другим, мы стали настоящими профессионалами. Интересно, что практически все из нашего выпуска стали известными архитекторами, некоторые занимали высокие посты. В этом немалая заслуга педагога Заборского.

Чтобы по-настоящему отблагодарить этого великого человека, после его смерти мы ходатайствовали, чтобы его именем назвали одну из центральных улиц Минска. Было бы логичным переименовать улицу Ленина и бульвар на ней, ведь там расположен целый ансамбль жилых домов, созданных народным архитектором. Но партийные боссы тогда воспротивились. В итоге сегодня его имя носит бывший Коммунальный переулок, что рядом с Суворовским училищем, которое также спроектировал Георгий Владимирович. Но я убежден, что это слишком мало для человека, столько сделавшего для столицы. Он достоин того, чтобы его имя носил проспект!

Любовь НОРДШТЕЙН, руководитель творческой архитектурной мастерской:

— Я училась у Заборского, а потом три года работала вместе с ним в НИИ «Гипросельстрой». Его отправили туда, можно сказать, в ссылку из «Минскпроекта» за то, что женился во второй раз. Сколько было на него гонений! Писали грязные статьи в газетах. Но он старался не обращать внимания на это, просто творил. Доказывал своими работами и всегда выходил победителем. За архитектурный ансамбль деревни Вертелишки получил Госпремию. Он и «Гипросель-строй» вывел в лидеры, одно время считалось престижным там работать. Конечно, можно вспоминать какие-то мелкие обиды, но с высоты прожитых лет понимаешь, что он великий человек, заслуженно народный архитектор. Да, если ему что-то не нравилось на стройке, он брал молоток и разбивал. Кому это понравится? Но в итоге все убеждались, что Заборский был прав. Он умел убеждать, пробивал самые невероятные проекты. Архитектура – дело всей его жизни, он был предан ей до последнего дня.

Галина ШОСТАК, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного архива научно-технической документации:

— С Георгием Владимировичем я познакомилась в конце 80-х годов, когда принимала от него документы на государственное хранение. Каждый эскиз, который передавал мне, он сопровождал комментарием. О некоторых рассказывал очень долго, было видно, что они ему особенно дороги. Тогда Заборский передал рисунки, точнее, даже кусочки бумаги, на которых изображался памятник Победы, можно сказать, первый его вариант. Эти наброски он сделал еще в 1942 году, когда после ранения в горло лежал в госпитале. Он даже в таком состоянии не мог без дела. В 1944 году сделал еще несколько эскизов, один из которых и был воплощен в жизнь. Кстати, Георгий Владимирович очень переживал, что его не пригласили в комиссию по строительству станции метро «Площадь Победы». Он беспокоился за состояние памятника, волновался, будет ли сочетаться с ним подземная галерея. По его мнению, в итоге было принято не самое удачное решение. Мне показалось, что памятник Победы – самая дорогая для него работа. О нем он мог рассказывать часами. Любил вспоминать и о встрече с Кириллом Орловским, о создании колхоза «Рассвет». Заборский и в восьмидесятилетнем возрасте творил, откликался практически на все важные события. Знаю, что одна из его последних работ – памятник жертвам в Куропатах. Эти рисунки, как и большая часть его творческого наследия, хранятся у нас в архиве.

Вальмен АЛАДОВ, профессор, заслуженный архитектор Беларуси:

— Я преподаю в БНТУ и всегда говорю студентам, что Заборский был одним из тех, кто создавал белорусскую архитектурную школу. Для меня он – настоящий учитель. Я не был его студентом, но оказался среди тех счастливчиков, которых он взял после окончания института к себе в мастерскую № 1 «Белгоспроекта». Мне нравилось, что он не задирал нос, разговаривал с нами по-простому, хотя всех называл на вы. Ко мне относился по-отечески. Я не был пай-мальчиком, любил в обед сбегать в кафе. Заборский же, учуяв запах пива, только и говорил: «Ну что вы! Так нельзя». Он не обращал внимания на такие мелочи. Для него была важна работа, результат. Он давал мне делать фрагменты своих проектов, и я был очень этому рад. Георгий Владимирович всегда держал дистанцию. Даже когда мы собирались на праздниках, балагурил, рассказывал веселые истории, но ни с кем не сближался. В принципе, по-другому и быть не могло. Ведь мы тогда были простыми архитекторами, а он – мастером.

←Парнасць у культуры продкаў і ў нашым жыцці

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика