Купить бы рад, да... нет в продаже

Источник материала:  
13.11.2009 01:00 — Новости Общества

Купить бы рад, да... нет в продажеВсе ли делают лиозненские кооператоры, чтобы людям в деревне жилось и сытно, и тепло?

-- Куда поедем? -- спросила у меня председатель Лиозненского районного потребительского общества Людмила Печкурова.
-- В самый дальний магазин.
-- Значит, в деревню Краснополье, на границу с Россией, 45 километров.
По дороге вижу пустые дома. Есть среди них и добротные кирпичные здания, в которых, видно, давно никто не живет.
-- Полоцк, Витебск, Минск и другие города сманили нашу молодежь, -- замечает Людмила Александровна. -- Остались в деревнях в основном старички да старушки. Заботимся о них: магазины у нас хорошие, да и товаров полно. Были бы у людей деньги, а покупать есть что.

«Такой хлеб нам не нужен»
В Краснополье магазин шикарный: здесь и продовольственные товары, и промтоварные.
-- Чья водка? -- спрашиваю у миловидной девушки-продавца.
Отвернулась ко мне спиной и что-то бормочет себе под нос.
-- Вы с кем там разговариваете? Я же здесь. Почему не обращаете внимания на покупателя?
-- Вся водка витебская, -- откуда ни возьмись, появилась возле меня заведующая магазином Зинаида Белая. -- Продукция других ликероводочных заводов к нам не поступает.
Перехожу к секции хлебо-булочных изделий. В продаже хлеб должен быть трех наименований -- «Подовой», «Дарницкий» и «Фитнес». Есть только «Подовой». Беру буханку в целлофановой упаковке. Хлеб твердый. Людмила Печкурова на этикетке ищет дату выпечки.
-- Уже двое суток как истек срок реализации, -- говорит она заведующей магазином. -- Немедленно уберите из реализации. И батон «Петриковский» не должен быть в продаже, у него тоже истек срок.
В Книге замечаний и предложений обнаруживаю запись: «Два месяца подряд мне было отдано детское питание не полностью. Книгу отзывов и предложений дать отказались. 17 мая и 19 мая 2008 г. Банькова Наталья». Каков же результата рассмотрения не «замечания», а крика души молодой мамы? Читаю реагирование: «Замечание рассмотрено на заседании правления 2.06.08 г. за выдачу детского питания не в полном объеме и не предъявление Книги замечаний по требованию покупателя продавцу магазина, Белая З. П. объявлен выговор. Председатель правления Л. Печкурева».
«Требование» у Баньковой, видимо, возникло потому, что в магазине «Нашла коса на камень». Ну, привезли сегодня «не полностью» детского питания -- объясни молодой маме, что случается такое, извинись перед ней, посоветуй, как ей быть, чем-то помоги (предложит что-то другое), успокой в конце-концов. Но не становись «в позу», не делай из себя «чиновника».
И не прячь от покупателя Книгу «Замечаний и предложений». И первый раз спрятала. И второй! Не запрещай ей оставить в книге свое мнение. На это она имеет законное право. Я не кровожадный, но, думаю, объявленный выговор продавцу -- не то наказание.
Чтобы у читателя не сложилось мнение, что в «Купалинке» все плохо, скажу откровенно, -- мне здесь многое понравилось. Магазин просторный, богатый -- выбор товаров огромный, во всем просматривается порядок. Со мной согласна и покупательница Александра Павлюченко: «Мне исполнилось 70 лет. Завтра приезжают дети, придут соседи. Покупаю водку, вино, сыр, колбасу, хлеб, конфеты... В город ехать не надо. Все здесь есть. Я всем довольна».
...В магазине деревни Амосенки разыгралась некрасивая сцена. Только мы сюда приехали, как тут же сработало «сарафанное радио»: один за одним стали заходить люди и у всех одна жалоба: хлеб плохой, невозможно есть.
-- Вот посмотрите, разве это хлеб? -- обратилась к председателю райпо Людмиле Печкуровой старейшина деревни Татьяна Лебедева. -- Этот хлеб вместо пластилина можно использовать где угодно -- сырое тесто. А ....какая? Черная и вязкая как деготь. Возьмешься за нее -- руки не отмоешь. Мы несколько раз писали жалобы в «Книгу замечаний и предложений», а толку нет.
-- Даже собака не хочет есть этот хлеб, пока не засохнет, -- подключился к разговору рабочий местной школы Павел Засенков.
-- А я его не покупаю и не ем. Зачем деньги на ветер выбрасывать? -- добавила Оксана Хакель. -- Беру батоны вместо черного хлеба.
Высказываний было много. Все об одном и том же: «Суражский» -- плохой хлеб, а вот «Подовой» -- хороший, но в продажу поступает редко. Замечу, в один и тот же день в одном магазине этот хлеб лежит просроченный, в другом -- его нет.
Пока люди возмущались, я заглянул в «Книгу замечаний и предложений» и нашел там запись двухлетней давности. Цитирую полностью: «2 дек. 2007 г. Жители деревни Амосенки. Отвратительное качество хлеба. 22.10. -- хлеб сырой. 24.10. -- аналогично. 24.10. Директор Гаганова Наталья Федоровна клятвенно заверила об изменении качества хлеба. 29.10, 31.10, 2.11.07 г. -- хлеб вновь сырой. Прилагаем образец. Просим принять меры».
Вот они: «Замечание рассмотрено на заседании правления райпо 05.12.07 г. За ненадлежащий контроль за качеством хлебобулочных изделий директору ЧУП «КЗП «Гагановой объявлен выговор». Подпись -- Л. Печкурова.
Прошло два года, что изменилось? Вместо Гагановой за качество хлебобулочных изделий сейчас отвечает зам. председателя правления райпо по промышленности Тамара Багрей. Как отвечает -- понятно. И на этот раз жалобы от людей.
Нет заявок -- нет проблем
Честно говоря, в магазинах самого северного района республики меня интересовали не продовольственные товары (ну, раз уж под руку попались -- рассказал о них), а промышленные. На пороге зима, и мне хотелось бы узнать, как сельская торговля ее встречает: есть ли в продаже одеяла, шапки, валенки, рукавицы, теплое нижнее белье и т. д.? Забегая вперед, скажу: есть вопросы, а того, чего я искал, нет.
Вернемся в тот же магазин «Купалинка», что в деревне Краснополье. Из зимних товаров я увидел в продаже лишь одну пару валенок. ...47 размера, да и те без резиновых галош. Кому они нужны: В сырую или дождливую погоду зимой в них ходить не будешь. Стоят сиротливо в углу, никто не покупает. А почему нет того, что нужно для зимы?
-- Нет от покупателей заявок на эти товары, потому и не завозим их, -- уверенно, «отрапортовала» продавец Татьяна Лазаренко, -- Вот «Обязательный ассортиментный перечень товаров» для нашего магазина. В нем ничего не сказано о зимних товарах.
-- Как же не сказано? -- говорю продавцу. -- В «Перечне» четко написано: «Обувь валяная», т. е. зимняя. Почему ее нет?
Председатель райпо не поверила своим глазам: прочитала -- ничего не ответила. Продавец -- тоже. Немая сцена!
В магазине «Товары повседневного спроса» той же деревни Амосенки, да и в других торговых предприятиях на вопрос, почему нет в продаже зимних товаров слышал один и тот же стандартный ответ: «На них нет заявок. Будут заявки -- завезем». И лишь в деревне Бирюзово заведующая магазином Татьяна Голубева «согрела» мне душу своим теплым человеческим ответом:
-- А зачем нам принимать предварительные заявки на такие товары? Это же не холодильники, телевизоры, шифер или цемент. Тут, да -- заявка нужна. А на теплое нижнее белье заявки ни от кого не берем. разве мы не видим, что идет зима? И разве мы не знаем, какие товары нужны людям в эту пору года? Завтра завезем полусапожки теплые женские, бурки и валенки с галошами для старушек, женское утепленное белье, зимнюю рабочую одежду, одеяла, шапки, рукавицы... И без заявок знаем, что людям нужно. Все, что привозим, раскупается. Недавно был завоз теплой одежды -- все разобрали. Без предварительных заявок.
Татьяна Николаевна рассуждает разумно. В самом деле, зачем мужчине (или его жене) писать заявку на... трусы или панталоны? Это, извините, интимное белье. Кому какое дело, что у тебя его нет и ты в нем нуждаешься. В магазине сотни и тысячи товаров, которые без всякого письменного желания покупателей завезены и лежат здесь месяцами, годами без движения -- их не раскупают. А вот зимние вещи, очень нужные людям сейчас, видимо, чем-то провинились перед работниками торговли, потому как для завоза их в магазин требуется «виза» потенциального покупателя. Не знаю, кому как, а мне эта искусственно выдуманная ситуация кажется абсурдной.
Согласен с Татьяной Голубевой, которая 29 лет работает заведующей магазином в Бирюзово, в том, что нужно хорошо знать своих покупателей (в деревне это возможно), изучать их спрос и стараться полностью его удовлетворять. Тогда в «Книге замечаний и предложений» не будут жалобы, а лишь одни благодарности.
Александр ГРАДЮШКО, «БН».

Фото Владимира СИЗА, "БН"

←Торжества в Кисловодске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика