До поры лифт белорусов возит…
Сотрудники МЧС после исследования белорусского лифтового хозяйства пришли к выводу: уже через несколько лет лифты будут массово ломаться и застревать. Оборудование сильно изношено...
Как часто жильцы застревают в лифтах?
По некоторым данным, только в Минске в будний день
электромеханикам приходится освобождать одного-двух
пассажиров. А в выходные - 10-15. Одна из причин поломок
- физический износ. К примеру, срок службы узлов лифта -
25 лет, электропроводки - 15, реле - 12. В целом срок
эксплуатации подъемной машины - четверть века. Но и
"пенсионера" отправить на свалку не спешат: невыгодно.
Вместо этого эксперты проводят техническое
диагностирование. Если никаких претензий к лифту нет, то
эксплуатировать механизм можно еще до 3 лет. И так до
следующей диагностики. Процесс может длиться
бесконечно.
И хорошо, если обслуживающие организации относятся к
проверкам ответственно. А вдруг кто-то формально поставит
лишнюю галочку? Ответственность - высочайшая. Ведь лифты
- это не просто технические устройства. В них перевозится
гораздо больше пассажиров, чем в автобусах, троллейбусах,
метро. Еще в советские времена, подсчитали, что лифт в
сутки в среднем работает 3 часа машинного времени. За 25
лет службы он проезжает 140-150 тысяч километров. По
словам специалистов, теперь эту цифру надо умножить еще
на два. Пробег получается колоссальный. Но что взять с
этих цифр...
- Главная проблема в том, что пассажирских лифтов с
каждым годом заменяется все меньше и меньше, -
рассказывает старший государственный инспектор подъемных
сооружений управления по надзору за подъемными
сооружениями Госпромнадзора МЧС Светлана Сухорукова. - По
статистике, с 2003 по 2008 год количество машин,
отработавших срок службы, ежегодно увеличивается на 4
процента. В стране зарегистрировано 31.824 пассажирских
лифта, из них 9.388 отработали нормативный срок службы.
Но планы замены не выдерживаются. Кроме того, их урезают.
В этом году планировали заменить 814 машин. За шесть
месяцев успели установить лишь около 300. Выполнить план
вряд ли удастся...
В Госпромнадзоре считают, что ситуация складывается
критическая. Если тенденция сохранится, то через год-два
лифты просто остановятся. И это вовсе не "страшилки", а
реальный взгляд на проблему. Как предотвратить
неприятности? Поменять одним махом все устаревшие лифты в
нынешних экономических условиях нереально. В среднем
подъемная машина стоит около 40 миллионов рублей. А
средства на покупку лифта выделяются из городских и
областных бюджетов, которым не до жиру. Если же эти
деньги включить в жировки жильцов (хотя за обслуживание
лифтов мы и так платим), то суммы в квитанциях
зашкалят...
Впрочем, есть, оказывается, и счастливые примеры. Вместе
со специалистами мы решили посмотреть, как работают лифты
в новых столичных домах.
В подъезде дома по улице Яна Чечота, 44 еще пахнет
краской. Дом сдали осенью прошлого года, а лифт здесь
заработал два месяца назад.
- Бюджетный, надежный вариант, - описывает его
преимущества начальник производственного отдела ОАО
"Лифтсервис" Виктор Пивовар. - Кнопки железные. Никаких
проблем с вандалами не будет. Установлены
энергосберегающие лампы.
Заходим в кабину. Поднимаемся на девятый этаж.
- Ой, что-то гремит. Как насчет безопасности? Не
упадет?
- Такого быть не может! - успокаивает Виктор Пивовар. -
Лифт удерживают три каната, каждый из которых выдерживает
двенадцатикратную нагрузку, в системе предусмотрены
ловители и ограничители скорости, которые заблокируют
кабину при малейшем отклонении от заданных параметров
движения.
Но если денег на современный лифт в районном бюджете
точно не найдешь, быть может, стоит заняться
модернизацией? В нынешних реалиях - это лучший способ
продлить срок службы подъемных машин. На заводе
"Могилевлифтмаш", единственном в стране по производству
лифтов, изготавливаются специальные комплекты, в которые
входят новая кабина, лебедка и узлы безопасности.
Модернизация в среднем обходится на 20 процентов дешевле,
чем покупка нового лифта. Но и здесь есть сдерживающий
фактор. Сегодня не существует нормативного документа,
определяющего, что такое модернизация и как она должна
осуществляться...
Что в итоге? Лифты достигли вертикального предела, выше
они уже не поедут - только вниз. Пожалуй, проблема стоит
настолько остро, что отмахиваться от нее, приводя
финансовые доводы, больше не получится.
Лифты: хроника ЧП.
Треть несчастных случаев произошла по неосторожности
самих пассажиров
Июль 1999 года
В минской городской клинической больнице № 1 в шахту
лифта упала врач. Пострадавшая получила тяжелую
травму.
Октябрь 1999 года
На гродненском предприятии "Радиоволна" во время ремонта
лифта упал в шахту лифтер. Мужчина погиб.
Декабрь 1999 года
В минском жилом доме во время ремонта пассажирского лифта
смертельно травмирован электромеханик.
Август 2000 года
В жилом доме городского поселка Новинки Минского района
лифт начал движение с открытыми дверями шахты. В
результате в шахту упал 9-летний ребенок.
Август 2000 года
Аналогичный случай в брестском общежитии. Пострадал
ребенок.
Август 2000 года
В лифте могилевского общежития пассажир самостоятельно
попытался выйти из кабины. Он получил тяжелые
травмы.
Февраль 2001 года
На минском предприятии "Светокон" рабочий завода открыл
распашную дверь лифта и упал в шахту.
Июнь 2002 года
В гомельском универмаге рабочий упал в шахту грузового
лифта, когда пытался самовольно из него выйти.
Март 2003 года
В минском общежитии БГТУ лифт начал движение с открытыми
дверями. Погиб студент вуза.
Июнь 2003 года
В жилом доме Минска пассажир застрявшего лифта был
смертельно травмирован во время освобождения
неквалифицированным персоналом.
Июль 2003 года
Аналогичный случай в минской городской клинической
больнице № 9.
Декабрь 2004 года
В Новополоцке двое пассажиров сами открыли кабину лифта.
Когда они выходили, оступились и упали в шахту.
Ноябрь 2004 года
В Минске лифт начал двигаться с открытыми дверями.
Пассажирка с грудным ребенком упала в шахту с уровня
первого этажа. Женщина получила незначительные
травмы.
Ноябрь 2008 года
В минском жилом доме упал в шахту лифта с уровня первого
этажа пенсионер. Лифт находился на ремонте.