«НАС СПАСЛО ЧУДО...»
28 сентября деревня Рожковка Каменецкого района всегда отмечает свой второй день рождения. В сельском храме проходит праздничная служба, после которой прихожане еще долго не расходятся по домам. Старожилы делятся воспоминаниями, а специально приехавшие в этот день паломники и гости с удивлением внимают их рассказу. Поверить в историю, случившуюся здесь в далеком 1942-м, действительно непросто. Но именно так все и было...
...28 сентября 1942 года... Раннее утро, подернутое легкой дымкой тумана. Нине Григорьевне Фисюк было тогда двадцать лет, и у них с мужем недавно родился первенец.
— Часа в четыре утра я встала покормить ребенка, — рассказывает Нина Григорьевна. — И вдруг слышу — машины гудят, гудят... Я разбудила мужа, говорю: ты присмотри за ребенком, а я сбегаю в другой конец деревни, где живут родители. Подхожу туда, а кругом уже немцы бегают, ловят кур, людей из домов выгоняют. Я поняла — все, нам конец...
Как оказалось, незадолго до этого дня рядом с Рожковкой высадились советские десантники. Немцы обнаружили группу, и завязалась перестрелка, во время которой погибли несколько оккупантов. Наши отбились и ушли в леса, ведь рядом — бескрайние просторы Беловежской пущи. А враг решил выместить зло на мирном населении. Рожковка была обречена...
Жителей деревни разделили на три части: детей, молодежь и старшее поколение. Детей посадили на телеги и отвезли в соседние Дмитровичи, населению которых было приказано разобрать их по семьям. «Плач стоял, крик. Если детей в семье несколько, они не хотели расставаться, а люди не хотели брать сразу троих или четверых. Мне повезло, меня забрал мой дядя, который жил в этой деревне», — вспоминает жительница Рожковки Мария Демидовна Дацкевич, которой было тогда 14 лет.
«У меня отобрали 8-месячного сына, и его взяла с собой моя младшая сестра, — делится пережитым Нина Григорьевна. — А когда стали разбирать детей по семьям, к ней подошла одна женщина и сказала: девочку возьмем, будет коров пасти, а младенец нам не нужен. И тогда сестра говорит: «Я под забором умирать буду, но его не брошу...».
Саму Нину вместе с молодежью из Рожковки погнали на станцию в Беловеж (сейчас территория Польши). Их заперли в каком-то доме и сказали, что скоро отправят на работу в Германию. Выпускали только по нужде и то под конвоем. Молодые люди со страхом ждали разрешения своей участи.
Но самые большие страдания выпали на долю старшего поколения Рожковки. Немцы построили их в колонну и вывели в поле за деревней. Там ни в чем не повинным людям зачитали смертный приговор, а затем заставили мужчин копать большую длинную яму. Можно только представить себе, что пережили жители деревни за эти страшные часы. Смотреть, как копают твою могилу, и знать, что спасения нет...
То, что произошло потом, иначе как чудом не назовешь. Неожиданно на поле приземлился немецкий самолет и из него вышел летчик в чине майора. Он подошел к главному карателю, о чем-то с ним переговорил и улетел. Как оказалось, странный гость уговорил отложить расстрел на два часа, чтобы за это время попытаться выхлопотать для приговоренных помилование.
Снова потянулись долгие минуты ожидания. Летчик вернулся до того момента, как истекли обещанных ему два часа, и действительно привез от начальства приказ об отмене расстрела. Рожковцев отпустили по домам, вернули домой молодежь и детей и даже отдали угнанный домашний скот!
Что же стало причиной такого странного для вражеского летчика поступка, спасшего жизни сотням людей? Об этом стало известно из его собственного рассказа. Когда немецкий ас летел в тот день над Рожковкой, ему явилась Божья Матерь. «Спаси, убивают невинных», — повелела она. Летчик посмотрел вниз, увидел согнанных к яме людей и пошел на снижение...
В благодарность за свое чудесное спасение жители деревни выпросили у немецких властей разрешение построить в Рожковке храм. Строили, что называется, всем миром, и в скором времени небольшая сельская церквушка открыла перед прихожанами свои двери.
Вопрос с церковной утварью был решен просто: она перешла сюда из храма, уничтоженного немцами в соседней деревне Белая. Встревоженные ростом партизанского движения, оккупанты сожгли эту стоящую у леса деревню дотла, а ее жителей расселили по округе. Но перед тем как предать все постройки огню, немцы разрешили прихожанам вывезти из церкви Царские врата, иконы, паникадило, облачение для священника и другую утварь. Почти все это и сейчас можно увидеть в рожковской церкви — разве что в старинном паникадиле горят уже не свечи, а электрические лампочки.
А еще в рожковской церкви до сих пор хранится уникальный подарок, сделанный жителям деревни тем самым немецким летчиком. В 1943-м году он приехал в Рожковку взглянуть на построенный храм и вручить прихожанам вырезанное из дерева изображение Божьей Матери. «Он нам сказал через переводчика: молитесь, вот ваша спасительница, она мне показалась над вашей могилой», — вспоминает Нина Фисюк. Как оказалось, летчик подробно описал увиденный им в небе над Рожковкой образ немецкому солдату-художнику, лечившемуся в беловежском госпитале. И тот воссоздал его с максимальной точностью.
И вот я стою перед удивительным образом и не могу скрыть удивления — столько лет прошло, а краски ярки и свежи, хотя изображение никогда не реставрировалось. В тишине сельского храма, в лучах бьющего из окон света оно завораживает и восхищает. Нам, современным людям, очень свойственно желать «материального подтверждения» явленного миру чуда. Что ж, здесь, в Рожковке, оно есть. Глядя на чудесный образ, как-то особенно ясно осознаешь: она всегда с нами, наша заступница на небесах. И так тепло становится на душе...
Настоятель храма отец Алексий рассказывает мне, что в прошлом году на основе этого изображения в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) была написана православная икона Рожковской Божьей Матери. Ведь резной образ, подаренный немецким летчиком, не соответствует православным канонам и поэтому не может быть принят церковью как икона. Но он всегда хранился и будет храниться в храме как напоминание о чудесном спасении жителей деревни. А икона Рожковской Божьей Матери заняла достойное место в специально изготовленном киоте.
— И все-таки почему, на ваш взгляд, именно жителям Рожковки было даровано такое чудесное избавление? Сколько белорусских деревень с такими же ни в чем не повинными жителями были уничтожены фашистами... — задаю отцу Алексию давно мучивший меня вопрос.
— Никто не в состоянии объяснить Божий промысел. Мы можем только предполагать. Возможно, здесь жил какой-то особый молитвенник. А может, это спасение стало наградой за верность православной вере, которую здешние жители сохранили, несмотря на все трудности. Ведь до 1939 года эти земли были в составе католической Польши, потом перешли к Советскому Союзу, где набирал обороты воинствующий атеизм. Я думаю, Господь выделил это место свидетельством нам, будущим поколениям, чтобы мы не оставляли православную веру.
По словам настоятеля, чудо, явленное в Рожковке, — не единственное в этих местах. Так, возле деревни Бушничи растет груша, возле которой Божья Матерь явилась детям на камне. Случилось это в такие же непростые для православной веры времена, когда верующих заставляли принимать униатство. Это место всегда было почитаемо в народе. И уж как только не старались «извести» власти грушу в советские годы! И трактором ее вытаскивали, и ядом засыпали. Растет и все! Кстати, сейчас возле этого места возводится небольшой православный храм.
На поле за Рожковкой, где до 1950-х годов зияла памятная яма, стоят сегодня два креста: давний, поставленный благодарными местными жителями, и новый, привезенный паломниками из Санкт-Петербурга. Несколько лет назад они приехали сюда взглянуть своими глазами на чудом спасенную деревню и с тех пор активно участвуют в прославлении рожковского чуда. Близко к сердцу приняли эту историю и православные верующие одного из приходов Норвегии. В пожертвованиях, благодаря которым была написана икона Рожковской Божьей Матери, был также их вклад.
Рожковский приход, появившийся на свет в таких удивительных обстоятельствах, продолжает жить богатой духовной жизнью. Конечно, большинство прихожан — люди старшего поколения, молодежи в деревне почти не осталось. Но зато такую истинную, из глубины души идущую веру, как у рожковцев, сегодня встретишь далеко не везде. Ведь они хорошо понимают: каждый день, прожитый деревней после событий далекого 42-го, — это чудо, подаренное свыше...