ПО ИМЕНИ КОНДОР ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЛОРУСОВ ИЗ МИНСКА ВО ВЛАДИВОСТОК

Источник материала:  

В первый же день знакомства Павел Глазков решил: на этой девушке женюсь! Мало того, что жизненные установки и идеалы молодых, как оказалось, полностью совпадали, так еще и мечта детства у них была одинаковая. Во втором классе Павел, изучая с братом карту СССР, поражался масштабам Родины и дал обещание, что когда-нибудь он обязательно исколесит ее с запада на восток. А Татьяна, проведя большую часть своей жизни в Минске, мечтала съездить туда, где прошло ее детство, — во Владивосток.

Татьянин день
…Бернард Шоу когда-то подтрунивал над человеческой натурой: женщина, мол, хочет жить своей жизнью, а мужчина — своей; и каждый старается свести другого с правильного пути. Один тянет на север, другой — на юг, а в результате обоим приходится сворачивать на восток, хотя оба не переносят восточного ветра. В случае Глазковых все совпало – и двум любителям романтики оказалось по пути. Причем обоим хотелось именно попутного ВОСТОЧНОГО ветра!
«Я знал: за месяц, проехав тысячи километров, в маленьком закрытом «пространстве» лучше узнаю свою жену. Так что путешествие носило и определенный подтекст», — шутит Павел.
Родители пытались отговорить своих чад от сумасшедшей идеи, мама Тани умоляла дочь отказаться от экстремального путешествия. Но вскоре родные поняли, что все разговоры-уговоры в данном случае совершенно бесполезны.
Для поездки — длиною в 20 тысяч 500 километров! — ребята приобрели… «Москвич-2137» 1976 года выпуска. За 100 долларов.
Почему выбор пал именно на это «чудо» советского автомобилестроения? «Во-первых, езда с комфортом на современной иномарке — это как бы виртуальное путешествие, — объясняет Павел. — Ты не так остро чувствуешь российские ямы, ухабы и тряску. В хорошем джипе создается ощущение, что путешествие происходит «где-то за ширмочкой», а «Москвич» дает возможность почувствовать себя «полноправным» участником движения, и восприятие дороги идет не только через глаза, но и через остальные органы чувств. Во-вторых, в случае чего такую машину, купленную за «сотку», не жалко и бросить. В-третьих, половину сервиса этого автомобиля я могу выполнить, образно говоря, на коленке, и, в-четвертых, эта машина очень крепкая. Она только с виду неказистая. Уже имел опыт езды на «Москвиче», однажды, помню, угодил в канализационный люк — и с машиной ничего не случилось».
А вскоре Глазковы купили еще и донора-«Москвича». Кстати, за бутылку водки. Машина была без двигателя — только кузов и некоторые детали.
«В течение года, как только выдавалась свободная минута, торчали с Татьяной в гараже и, можно сказать, заново собирали автомобиль. Перебрали ему «все косточки». Шпаклевали, красили, даже зимой, в морозы, работа не прекращалась. Друзья удивлялись, где это я нашел девушку, которая разбирается в авторемонте и с таким удовольствием торчит с мужем в гараже. Техосмотр прошел без проблем, — рассказывает о «предполетной» подготовке Павел. — На боковых дверях машины нарисовали летящего кондора синего цвета. Когда-то прочитал легенду про синюю птицу, которая приносит удачу и объединяет сердца любящих. Ну а почему именно кондор? А потому, что это очень красивая сильная птица, и у многих народов она считается символом силы и здоровья. Написали также фразу на латинском — VIA EST VITA (дорога — это жизнь). А на капоте при помощи трафарета «нанесли» карту СССР, на которой прорисовали весь наш маршрут. Убрали заднее сиденье — получился спальный плацдарм».

Ангел-хранитель
Перед предстоящим «походом» заказали в церкви молебен о путешествующих. Купили иконку. «Если раньше не верила в особую силу таких ритуалов, то теперь, после поездки, не сомневаюсь в том, что ангел-хранитель у нас был», — считает Татьяна. И в этом путешественники убедились уже в начале дальнего пути.
…Подмосковье. Шесть часов утра. Дорога полупуста. Красиво всходит солнце. Легкий туман. Настроение отличное. И тут 33-летнего «моложавого вида» «Москвича» обгоняет «девятка», заполненная пассажирами. Столичное семейство, видимо, на дачу спешит. На багажнике авто — огромная межкомнатная дверь, какие-то блоки. Когда «Жигули» оказались метров за 50 от «Кондора», порывом ветра с их багажника сносит плохо закрепленную дверь и она, как в настоящем боевике, летит в сторону «Москвича». Павел машинально стал уходить немного левее, и дверь промелькнула буквально в сантиметре от их «синей птицы удачи». Глазков в зеркале заднего вида увидел, как щепки от разбитой двери разлетаются в разные стороны. Если бы столкнулись — серьезной аварии не избежать!

Трасса «Амур»
Услышав мой рассказ о том, что какие-то белорусские чудаки проехали от Хабаровска до Читы на «Москвиче», знакомые опытные водилы перемещали брови куда-то в район затылка. Помолчав пару минут, некоторые с явным сочувствием произносили: «Рисковый народ, молодые».
Дело в том, что трасса «Амур» для «рулевых» — притча во языцех. Раньше доехать автомобилем до Владивостока было невозможно, дорога обрывалась в Чите. Правда, зимой, по замерзшим рекам, проселочными дорогами некоторые «Шумахеры» преодолевали этот маршрут. Но о таких смельчаках местные старожилы легенды слагают…
Официально движение по трассе «Амур», соединяющей Читу и Хабаровск, было открыто еще в начале 2004 г. Как раз на торжественном мероприятии по этому случаю Владимир Путин и высказался насчет ее важности: мол, появилась наконец-то трансконтинентальная магистраль, пересекающая страну от западных рубежей до Тихого океана. Трассу, правда, сдали лишь в черновом варианте: большей частью в виде двухполосной гравийки, с объездами, напоминающими «американские горки», вместо мостов. Министр транспорта пообещал закончить вторую стадию строительных работ, то есть покрыть всю дорогу асфальтобетоном, доделать мосты и эстакады, установить ограждения и нанести разметку к началу 2010 г…
От Читы до Хабаровска две тысячи километров, ближе к городам положили асфальт. Остальное пока — гравийка. На трассе по-прежнему нет ни освещения, ни связи. Сотовые работают только вблизи крупных населенных пунктов. А таких на дороге раз-два и обчелся — можно проехать сотни километров и не увидеть вообще ни одного домика.
«Трасса «Амур» — грандиозное зрелище, —— рассказывает Павел, — такое впечатление, что ты за рулем — в роли каскадера. Мелкие камешки бьют по днищу, и в машине стоит такой грохот! Подвеска ходуном ходит! Едешь и молишься, чтобы твой железный конь не подвел. Если сломается — конец. На дороге пока нет даже ограничительных столбиков, смотришь вниз — а там только маленькие, словно игрушечные, верхушки вековых сосен виднеются».
Татьяна вступает в разговор: «Представляете, жара — под 30. Но поскольку ты попадаешь в облако пыли, стекла приходится плотно задраивать. Однако через щели и неплотности пыль мгновенно попадает в салон, и буквально чрез две минуты становишься грязным, как трубочист. В носу образуется «цемент», а волосы превращаются в паклю. Вот тогда-то мы и пожалели, что не взяли с собой марлевые повязки. Я начала себя «тихо» ненавидеть».
На этой трассе съездов нет, останавливались ребята возле какой-нибудь кафешки и начинали с того, что делали влажную уборку автомобиля. Но вначале разбивали палатку, вытряхивали вещи и укладывали их туда. А после мойки заново все выкладывали в машину. На всю процедуру, которую не раз повторяли в дороге, уходило по 2—3 часа.
Как только съехали с амурской трассы, стали искать баню. Но как назло ее нигде не было. Нашли, правда, душ в одном из придорожных кафе. «Никогда не получала такого удовольствие от процедуры «омовения», как в тот раз. Вышла из душа — словно заново родилась», — вспоминает Татьяна.

Осторожно, ГАИ!
Чаще всего гаишники останавливали «Кондор» ради интереса. Номера на «Москвиче» старые, еще со времен Советского Союза: черный фон и белые буквы — 4501 МИЧ. А какой необычный «раскрас»! Конечно, любопытно: откуда сей реликт на российской дороге?
В Хабаровске машину вообще хотели арестовать. И вовсе не за внешний вид. Претензии гаишников были, по сути, абсурдны: на белорусских правах нет перевода (французский — не в счет?), а что означает слово «пасведчанне» они-с «не знают». Прямо как в том анекдоте про гаишников: «Ну что, помогло ему, брат, знание иностранных языков?» Хотя, скорее всего, служивые, «включившие» дурачка, хотели легких деньжат срубить и уже собирались было составить протокол за езду… без прав. «Отпустили только благодаря Татьяне, которая с воинственным видом заявила, что закатит им невиданный скандал. И доблестные «повелители жезла», видимо, не захотели связываться с женщиной, которая только что «сошла» с легендарной трассы «Амур», — смеется Павел.
А на одной из таких «остановок» гаишник на волнах ностальгии попросил:
— Можно в кабине посижу? Хочется воздухом молодости подышать. У меня когда-то был такой же, 37-й, «аппарат». Даже не верится, что он до сих пор на такие подвиги способен!
Кроме работников ГАИ, в дороге разный люд встречался нашим путешественникам — и бродяги, и дальнобойщики, и адвентисты, и иркутские любители советских автомобилей, которые организовали просто-таки царский прием, помогли с ремонтом, приглашали на ночлег. «Радостно сознавать, что хороших людей все-таки больше на свете, чем плохих», — философски замечают Глазковы.

Самочувствие неплохое
Практически до самого Владивостока «Москвич» никаких сюрпризов не преподносил. Мелочные поломки были, но они устранялись в течение нескольких минут. Правда, под Хабаровском стало выбивать четвертую передачу. И ребята в одном из поселков купили новую коробку. На ремонт потребовалось часов пять. Как только «Кондор» почувствовал, что почти доехал, — сразу же расслабился. За несколько километров до Владивостока сломалось сцепление — лопнула медная трубка. Пытались залечить пластырем, но «Москвич» не захотел воспринимать этот «поверхностный» метод лечения. А потому еще два часа ушло на основательные ремонтные работы. Когда же ехали назад, «Москвич» вообще отличился примерным поведением: только заднее колесо однажды бортировали. И то не «по его вине».

«Трофеи»
По пути во Владик, как ласково называют административный центр Приморского края, Глазковы, остановились на обочине, в нескольких километрах от Красноярска. Решили сделать маленький перерывчик. И тут Павел заметил красивую «траекторию» на пшеничном поле: видно, что-то волокли… Любопытство взяло верх, и Павел пошел по смятой «дорожке». А через несколько метров увидел мирно загорающий на солнышке… 30-литровый кег пива «Балтика». Причем свежайшего разлива. Видимо, товар с фуры выпал. Кстати, это пиво, проехав тысячи километров, было доставлено в Минск и выпито с друзьями по случаю удачного путешествия.
Кроме пива, в подарок друзьям и родне привезли крепкие спиртные напитки с красивыми названиями, такие, например, как бальзам «Остров Крым» или водка «Сопки Манчжурии». Да, кроме пивка, приобрели и еще один «трофей» — белого пушистого сибирского кота, которого в городе Златоуст подарили Татьянины родственники.

Приятного аппетита!
В Бурятии ребят привлек плакат, висевший у дороги. «Наши позы – лучшие в мире!» — «кричал» он. Молодые люди заинтересовались сей «Камасутрой». Зашли в заведение, где им популярно объяснили, что рекламируемые позы никакого отношения к сексологии не имеют: это широко известное, популярное и любимое национальное блюдо. Позы готовят из баранины, конины или свинины. По вкусу они напоминают манты. Конечно же, Глазковы тут же заказали блюдо. Позы оказались не только привлекательными по внешнему виду, но и отменными по вкусу!
А еще очень понравился такой деликатес как байкальский омуль. Это небольшая по размеру рыба семейства сиговых. Многие думают, что она водится только в Байкале, но это мнение ошибочно. Омуля можно найти в большей части сибирских рек, а также в прибрежной зоне северных морей. Однако именно байкальский омуль известен гурманам всего мира. Вполне возможно, что это связано с необыкновенной чистотой байкальской воды, а омуль очень ценит именно чистую воду. Так что байкальский омуль — это то, чего не встретишь нигде больше. Соленый омуль, копченый омуль, вяленый омуль — ребята покупали его прямо у дороги.
«Омуль отличается совершенно особым вкусом, — говорит Татьяна. — Его мясо очень жирное и нежное, как и у многих рыб, живущих в холодной воде. Кроме того, при правильном приготовлении оно приобретает необычный привкус, за который и ценится. Коренные сибиряки называют такого омуля «омуль с душком». Некоторым этот запах напоминает запах слегка протухшей рыбы, но это не так. Во время приготовления в мясе омуля происходят химические реакции, за счет которых оно и приобретает свой привкус. Признаюсь, что никогда не ела ничего вкуснее».

Впечатления
Самое красивое место маршрута — «священный» Байкал. Подъехали к озеру, как только начало смеркаться. Татьяна не унималась, дергая Павла, который когда-то уже бывал в этих местах: «Ну где же твой Байкал?» Тот удивлялся: «Да везде!» А дело в том, что белое бескрайнее пространство Байкала в сумерках девушка приняла… за небесную гладь.
А утром она уже хорошо рассмотрела знаменитое озеро. Действительно впечатляет! Время здесь останавливается. Только вы и Ее Величество Природа. «Окунувшись в магию и грандиозность Байкала, на время забываешь о суете мирской, — делится Татьяна впечатлениями. — Кажется, что находишься у Истока, у Начала. Пьешь целебную жидкость под названием «Жизнь», дышишь лугами, облаками и ветром. На завтрак у тебя — ослепительные солнечные брызги восхода и бездонное синее небо, а на ужин — удивительной красоты закаты и безумная россыпь бриллиантовых звезд».
Много повидавших путешественников часто поражают не только красоты, но и особая, необъяснимая энергетика «священного моря». И эта энергетика делает людей уважительнее, доброжелательнее, миролюбивее… Гористые берега озера изрезаны. Здесь множество удобных бухт и живописных заливов, не менее живописных мысов и таинственных узких ущелий, из которых вырываются могучие ветры, посылаемые, как гласят легенды, местными духами, хозяевами этих мест. Глазковы заметили такую удивительную вещь: цвет байкальской воды с каждой минутой меняется — от нежно-голубого до пронзительно-синего, а вскоре может стать серебряной, потом свинцовой или совсем черной.
Башкирия, по мнению ребят, тоже наделена необыкновенной красотой природы. Горные хребты и бескрайние степи, извилистые реки и многочисленные озера, непроходимые леса. А какое множество цветов рассыпано по полям! Татьяна не раз просила остановиться, чтобы поближе рассмотреть чудеса башкирской флоры, например, ярко-оранжевые тигровые лилии. На обратной дороге Татьяна снимала на видео все полюбившиеся им пейзажи! Будет потом что наследникам показать!
P.S. Радость жизни не в том, сколько у тебя денег и счетов в банке, а в том, сколько в тебе здравого смысла, романтики и интереса к миру, который тебя окружает. Прогуливаясь ли по заливным лугам, любуясь ли кораблями, гордо причалившими в порту, или просто глядя на людей, гуляющих по берегу моря, вы отдыхаете от вечной спешки и смотрите на свои дела как-то иначе. Мир — это как книга. Книга, которую мы читаем всю жизнь, и количество прочитанных, пролистанных и даже просто перевернутых страниц, оставленных без внимания или, наоборот, зачитанных до дыр, зависит только от нас. Только мы можем решить, на каких именно страницах оставить закладки…
Эту книгу можно читать всю жизнь, и она никогда не наскучит. Не наскучит, потому что приносит нам эмоции, чувства, новые впечатления, яркие и незабываемые, потому что каждая новая страничка открывает нам что-то новое, что-то неизведанное, поражает и удивляет, меняя наше мировоззрение, нашу ограниченность и наши представления об этом мире.
…«Уже больше месяца, как вернулись домой, а впечатлений и эмоций так много, что до сих пор не успели их «переварить» и «обработать». Друзья просят рассказать о поездке, а мы даже не знаем, с чего начать», — призналась Татьяна. Верно заметил один из классиков, утверждая, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.


Елена ЕЛОВИК
←Тры паленцы ў печы, тры агні ў хаце

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика