К 65-летию освобождения Беларуси. К бою готовились танкисты
Источник материала: БелТА
18.06.2009 08:01
—
Новости Общества
К бою готовились танкисты
Из воспоминаний генерал-майора технической службы 1-го Белорусского фронта Ф.Галкина
Как и все войска, к наступлению тщательно готовились бронетанковые части. Они пополнялись новой техникой: тяжелыми танками ИС-2 и самоходными установками ИСУ-122, получившими у солдат меткую кличку "зверобой" (их пушки даже с больших дистанций без труда расправлялись с фашистскими "тиграми" и "пантерами"). Возмужали и наши славные "тридцатьчетверки", оснащенные модернизированным двигателем и 85-миллиметровой пушкой. Фронт к тому времени имел свыше тысячи танков и самоходных артустановок. Это уже была внушительная сила!
Бои были не за горами. В середине июня войска начали подтягиваться в выжидательные районы. Танковые корпуса, получив приказ о передислокации, немедленно снялись с места. Размалывая гусеницами высушенную июньским зноем супесь белорусских проселочных трактов, машины шли в густой пыли, поднимавшейся на сотни метров. Окутанные пылью с ног до головы, посаженные на броню танков автоматчики казались скульптурными фигурами.
1-й гвардейский Донской танковый корпус (командир корпуса генерал-майор М.Панов), погрузив гусеничные машины на станции Буда-Кошелевская, всю остальную технику повел своим ходом из-под Гомеля в район Великий Бор - Залесье. Танковый корпус генерала Бахарова полностью прошел своим ходом свыше 250 км. На его маршрутах пыльная пелена висела много часов, щедро припудривая придорожные леса, кустарники и бело-розовые головки зацветавшей гречихи. Горе тому, кто на колесной машине попадал в танковый поток: при видимости в 4-5 м на каждом шагу грозила опасность быть раздавленным.
Пыль!.. Как будто бы мелочь. Но в летнюю пору она стала для танкистов опасным врагом, и с ней надо было бороться. От пыли страдали люди, портились моторы и агрегаты. Еще на марше ходовая часть многих "тридцатьчетверок" из корпуса Бахарова потеряла амортизацию. Когда машины прибыли в район сосредоточения, и танкисты стали осматривать свое запыленное хозяйство, оказалось, что у значительной части танков пружины подвесок сжались до отказа из-за того, что между ними и упорными чашками образовались спрессовавшиеся из пыли и масла подушки. Даже зубило с трудом брало эти затвердевшие наросты.
Что делать? Инженеры и техники стали в тупик. Если бы позволяли время и условия, лучше всего перебрать подвески ходовой части. Но до начала операции оставались считанные часы.
Коллективный опыт подсказал выход. Решили залить в стаканы подвесок керосин и встряхнуть машины, прогнав их по бревенчатому настилу. Опыт удался: пылевые подушки разваливались, и пружины вставали в нормальное положение. Это заняло не больше трех часов. А ремонтники, расставленные на маршрутах, за сутки привели в порядок и подтянули машины, отставшие из-за мелких технических неисправностей. Все танки корпуса Бахарова были готовы к бою /Галкин Ф.И. Танки возвращаются в бой/.
Из воспоминаний генерал-майора технической службы 1-го Белорусского фронта Ф.Галкина
Как и все войска, к наступлению тщательно готовились бронетанковые части. Они пополнялись новой техникой: тяжелыми танками ИС-2 и самоходными установками ИСУ-122, получившими у солдат меткую кличку "зверобой" (их пушки даже с больших дистанций без труда расправлялись с фашистскими "тиграми" и "пантерами"). Возмужали и наши славные "тридцатьчетверки", оснащенные модернизированным двигателем и 85-миллиметровой пушкой. Фронт к тому времени имел свыше тысячи танков и самоходных артустановок. Это уже была внушительная сила!
Бои были не за горами. В середине июня войска начали подтягиваться в выжидательные районы. Танковые корпуса, получив приказ о передислокации, немедленно снялись с места. Размалывая гусеницами высушенную июньским зноем супесь белорусских проселочных трактов, машины шли в густой пыли, поднимавшейся на сотни метров. Окутанные пылью с ног до головы, посаженные на броню танков автоматчики казались скульптурными фигурами.
1-й гвардейский Донской танковый корпус (командир корпуса генерал-майор М.Панов), погрузив гусеничные машины на станции Буда-Кошелевская, всю остальную технику повел своим ходом из-под Гомеля в район Великий Бор - Залесье. Танковый корпус генерала Бахарова полностью прошел своим ходом свыше 250 км. На его маршрутах пыльная пелена висела много часов, щедро припудривая придорожные леса, кустарники и бело-розовые головки зацветавшей гречихи. Горе тому, кто на колесной машине попадал в танковый поток: при видимости в 4-5 м на каждом шагу грозила опасность быть раздавленным.
Пыль!.. Как будто бы мелочь. Но в летнюю пору она стала для танкистов опасным врагом, и с ней надо было бороться. От пыли страдали люди, портились моторы и агрегаты. Еще на марше ходовая часть многих "тридцатьчетверок" из корпуса Бахарова потеряла амортизацию. Когда машины прибыли в район сосредоточения, и танкисты стали осматривать свое запыленное хозяйство, оказалось, что у значительной части танков пружины подвесок сжались до отказа из-за того, что между ними и упорными чашками образовались спрессовавшиеся из пыли и масла подушки. Даже зубило с трудом брало эти затвердевшие наросты.
Что делать? Инженеры и техники стали в тупик. Если бы позволяли время и условия, лучше всего перебрать подвески ходовой части. Но до начала операции оставались считанные часы.
Коллективный опыт подсказал выход. Решили залить в стаканы подвесок керосин и встряхнуть машины, прогнав их по бревенчатому настилу. Опыт удался: пылевые подушки разваливались, и пружины вставали в нормальное положение. Это заняло не больше трех часов. А ремонтники, расставленные на маршрутах, за сутки привели в порядок и подтянули машины, отставшие из-за мелких технических неисправностей. Все танки корпуса Бахарова были готовы к бою /Галкин Ф.И. Танки возвращаются в бой/.
БелТА (оригинал новости)