ИНТЕРВЬЮ: Более Br1 трлн. планируется направить в 2009 году на чернобыльские программы в Беларуси
Источник материала: БелТА
22.04.2009 08:56
—
Новости Общества
ЧЕРНАЯ БЫЛЬ 23 ГОДА СПУСТЯ - ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В Беларуси реализуется уже четвертая программа мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Программа прямо или косвенно затрагивает 1 млн. 308 тыс. человек, проживающих на загрязненной территории с уровнем от 1 кюри на 1 кв.км и выше, из них 1 млн. 20 тыс. живут в зоне с уровнем загрязнения 1-5 кюри. О том, имеет ли смысл вводить в сельскохозяйственный оборот земли, подвергшиеся загрязнению, и каково здоровье населения пострадавших районов, корреспондент БЕЛТА беседует с первым заместителем начальника департамента по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Анатолием Загорским.
- Анатолий Васильевич, на что в первую очередь направляются средства, выделенные по госпрограмме преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС?
- Первоочередная задача государственной программы - обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС. В 2008 году на финансирование госпрограммы из республиканского и местных бюджетов было выделено Br630 млрд., и все задания, которые ставились правительством, выполнены в полном объеме. В минувшем году на мероприятия соцзащиты было направлено около 42% выделяемых средств. Около Br130 млрд. потрачено на реализацию чернобыльских мероприятий в сельском и лесном хозяйстве, защитные меры, связанные с контролем сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, дезактивацию территорий. На капитальные вложения было использовано Br107 млрд. На эти средства, как правило, строилось жилье для инвалидов-чернобыльцев и специалистов, которые выразили желание работать на территориях с уровнем загрязнения выше 5 кюри на 1 кв.км. За счет чернобыльской госпрограммы финансировалась программа "Чистая вода" и частично газификация загрязненных территорий.
- Не вызвал ли уменьшения финансирования чернобыльских программ мировой экономический кризис?
- Мы внесли в правительство проект мероприятий на 2009 год на общую сумму Br1 трлн. 18 млрд. Очевидно, что в условиях кризиса правительство, Министерство экономики, Министерство финансов будут стремиться ревизировать в том числе и наши программы с тем, чтобы решение непервостепенных вопросов отнести на более благоприятное время. Думаю, что сумма финансирования на 2009 год будет определена в ближайшее время. Это не значит, что сейчас финансирование не идет. Все мероприятия, которые напрямую влияют на состояние здоровья населения, обеспечение безопасных условий проживания на загрязненных территориях, работают.
- Какую помощь в преодолении чернобыльской беды оказывают Беларуси государства-доноры?
- Общий ущерб от чернобыльской катастрофы оценен в $235 млрд. Сюда включены как прямые, так и косвенные затраты, связанные с отселением и недополучением продукции промышленности и сельского хозяйства. Достоверность этой суммы подтверждена международными экспертами. Беларусь уже вложила в чернобыльские мероприятия около $18 млрд., и, к сожалению, получается так, что республика решает чернобыльские проблемы только своими средствами. Особой помощи, например в прошлом году, за исключением гуманитарной, мы не видели. Гуманитарная же помощь в последние годы носит целевой, почти персонифицированный характер.
Организации-доноры в Беларуси фактически не работают. В настоящее время по соглашению Всемирного банка и правительства в республике действует проект по реабилитации загрязненных территорий. В денежном выражении стоимость проекта за 5 лет составит $50 млн., а $16,7 млн. уже освоено. Но эти деньги придется отдавать - это заем. Конечно он льготный, но не безвозмездный. Существуют также несколько проектов с участием МАГАТЭ, но они не играют значимой роли в общей копилке затрат.
- Какова в Беларуси ситуация с вводом в сельхозоборот земель, на которых в результате катастрофы на ЧАЭС сельскохозяйственная деятельность была прекращена?
- Ввод в сельскохозяйственный оборот земель на пострадавших территориях не такой уж большой и значимый, в том числе для сельхозпредприятий. Так, за 23 года в сельхозоборот по всей Беларуси введено 14 тыс.га таких земель.
Наши рекомендации для сельскохозяйственных предприятий - прежде чем принимать решение о возврате земли в оборот, нужно внимательно просчитать экономическую целесообразность такого шага: сможет ли предприятие обеспечить необходимую технологию выращивания сельхозкультур, достаточно ли материальных ресурсов. Желание некоторых руководителей прихватить какой-либо участок на год-два, а потом его бросить - не та позиция, которая должна иметь место.
Мы не видим в активизации этого процесса необходимости. Чтобы на загрязненной территории получить чистую продукцию, необходимо затратить значительно большие, чем на чистой территории, средства. Для подавления перехода цезия в стронций расходуется большое количество минеральных удобрений, в частности калия и фосфора. Может быть лучше внести эти удобрения на чистой территории и получить большую отдачу при сборе урожая?
Кроме того, произведенная на загрязненной территории сельскохозяйственная продукция проигрывает в конкурентной борьбе аналогам, выращенным в чистых местах. Покупатель с большей вероятностью предпочтет картофель из Витебской области выращенному в Хойникском районе.
- А как обстоит дело с переспециализацией сельскохозяйственных предприятий?
- По поручению Президента Беларуси программа по переспециализации сельскохозяйственных организаций на загрязненных территориях была отработана в Могилевской и Гомельской областях. Основная цель переспециализации - добиться выпуска экологически чистой продукции при обеспечении экономической эффективности ее производства. На сегодняшний день в программе задействованы 9 хозяйств в Гомельской и 2 в Могилевской областях. Для каждого из них разработан индивидуальный план мероприятий, к работе над которым привлекались серьезные научные силы. Там, где невозможно было производить молоко с нормой радиации ниже допустимых уровней, хозяйства перепрофилировались на семеноводство либо на производство мяса. Работа по переспециализации сельхозпредприятий должна завершиться до 2010 года.
- Удалось ли в Беларуси добиться того, чтобы население зараженных радиацией территорий употребляло в пищу чистые продукты питания?
- У нас в стране установлены довольно жесткие нормативы по содержанию радионуклидов в продуктах питания. Путем применения на протяжении многих лет защитных мер в сельском хозяйстве удалось изжить производство "грязной" продукции в общественном секторе экономики. Ведется двойной контроль, например, на мясокомбинатах существует входной радиационный контроль сырья и выходной контроль готовой продукции.
А вот что касается личных подсобных хозяйств, то здесь наиболее часто возникает проблема производства молока с содержанием радионуклидов выше допустимого уровня. Но речь идет не о катастрофически высоких превышениях норм. Это молоко может быть использовано в переработанном виде для производства сыра, масла.
Даже единичный случай получения "грязного" молока фиксируется, и населенный пункт вносится в разряд неблагополучных. Таких населенных пунктов в стране на сегодняшний день 67, и их количество ежегодно сокращается.
Что касается воды, то проблемы ее радиационной безопасности на пострадавших территориях не существует. По цезию, стронцию вся вода пригодна к употреблению. Однако в некоторых районах вода имеет повышенное содержание железа. В рамках республиканской программы "Чистая вода" мы финансово участвуем в строительстве станций обезжелезивания воды, водопроводов, артезианских скважин. Мы прекрасно понимаем, что эти мероприятия напрямую не уменьшают дозу облучения, но способствуют сохранению здоровья населения.
- Нередко приходится слышать, что люди, проживающие на подвергшейся загрязнению территории, болеют чаще, чем те, кто живет в чистых местах…
- У нас существует система ежегодного медицинского обследования населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения. Данные обследований изучают специалисты Министерства здравоохранения и выдают рекомендации для практической медицины. В целом я считаю, что мероприятия, которые проводятся в Беларуси для сохранения здоровья населения, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, более эффективны, нежели в соседних России и Украине. Если брать соотношение вреда от аварии для Беларуси, России и Украины, то Беларусь находится на первом месте. Однако в республике вследствие катастрофы на ЧАЭС инвалидами являются около 10 тыс. человек. В Украине таких 51 тыс., в России около 55 тыс. человек. Тому, что в этом отношении мы выглядим более благоприятно, чем Россия и Украина, способствовали предпринятые меры по предотвращению получения больших доз облучения населением.
Можно встретить высказывания о том, что население зараженных территорий больше болеет. Болеют там не чаще, просто система ежегодных обследований позволяет выявлять больше заболеваний, причем выявлять их на ранней стадии. Поэтому сравнение с чистыми территориями некорректно. Можно было бы сравнивать, если бы мы организовали одинаковую проверку.
Кроме того, говоря о состоянии здоровья и смертности населения чернобыльских районов, необходимо учитывать средний возраст жителей этих территорий. В зоне отселения с уровнем загрязнения 15 и выше кюри на 1 кв.км в настоящее время живут 3095 человек. В основном это пенсионеры, и естественно, что убыль людей в этих районах выше среднереспубликанской. Население этой зоны за 3 года уменьшилось на 21%. В зоне с уровнем загрязнения 1-5 кюри на 1 кв.км численность населения сократилась на 0,7%. Это сравнимые вещи, но при исследовании нужно учитывать все нюансы, иначе мы придем к неправильным выводам. Естественно, никто не говорит, что радиация это благо, но драматизировать ситуацию также нельзя.
Алексей БУКЧИН,
БЕЛТА.
В Беларуси реализуется уже четвертая программа мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Программа прямо или косвенно затрагивает 1 млн. 308 тыс. человек, проживающих на загрязненной территории с уровнем от 1 кюри на 1 кв.км и выше, из них 1 млн. 20 тыс. живут в зоне с уровнем загрязнения 1-5 кюри. О том, имеет ли смысл вводить в сельскохозяйственный оборот земли, подвергшиеся загрязнению, и каково здоровье населения пострадавших районов, корреспондент БЕЛТА беседует с первым заместителем начальника департамента по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Анатолием Загорским.
- Анатолий Васильевич, на что в первую очередь направляются средства, выделенные по госпрограмме преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС?
- Первоочередная задача государственной программы - обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС. В 2008 году на финансирование госпрограммы из республиканского и местных бюджетов было выделено Br630 млрд., и все задания, которые ставились правительством, выполнены в полном объеме. В минувшем году на мероприятия соцзащиты было направлено около 42% выделяемых средств. Около Br130 млрд. потрачено на реализацию чернобыльских мероприятий в сельском и лесном хозяйстве, защитные меры, связанные с контролем сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, дезактивацию территорий. На капитальные вложения было использовано Br107 млрд. На эти средства, как правило, строилось жилье для инвалидов-чернобыльцев и специалистов, которые выразили желание работать на территориях с уровнем загрязнения выше 5 кюри на 1 кв.км. За счет чернобыльской госпрограммы финансировалась программа "Чистая вода" и частично газификация загрязненных территорий.
- Не вызвал ли уменьшения финансирования чернобыльских программ мировой экономический кризис?
- Мы внесли в правительство проект мероприятий на 2009 год на общую сумму Br1 трлн. 18 млрд. Очевидно, что в условиях кризиса правительство, Министерство экономики, Министерство финансов будут стремиться ревизировать в том числе и наши программы с тем, чтобы решение непервостепенных вопросов отнести на более благоприятное время. Думаю, что сумма финансирования на 2009 год будет определена в ближайшее время. Это не значит, что сейчас финансирование не идет. Все мероприятия, которые напрямую влияют на состояние здоровья населения, обеспечение безопасных условий проживания на загрязненных территориях, работают.
- Какую помощь в преодолении чернобыльской беды оказывают Беларуси государства-доноры?
- Общий ущерб от чернобыльской катастрофы оценен в $235 млрд. Сюда включены как прямые, так и косвенные затраты, связанные с отселением и недополучением продукции промышленности и сельского хозяйства. Достоверность этой суммы подтверждена международными экспертами. Беларусь уже вложила в чернобыльские мероприятия около $18 млрд., и, к сожалению, получается так, что республика решает чернобыльские проблемы только своими средствами. Особой помощи, например в прошлом году, за исключением гуманитарной, мы не видели. Гуманитарная же помощь в последние годы носит целевой, почти персонифицированный характер.
Организации-доноры в Беларуси фактически не работают. В настоящее время по соглашению Всемирного банка и правительства в республике действует проект по реабилитации загрязненных территорий. В денежном выражении стоимость проекта за 5 лет составит $50 млн., а $16,7 млн. уже освоено. Но эти деньги придется отдавать - это заем. Конечно он льготный, но не безвозмездный. Существуют также несколько проектов с участием МАГАТЭ, но они не играют значимой роли в общей копилке затрат.
- Какова в Беларуси ситуация с вводом в сельхозоборот земель, на которых в результате катастрофы на ЧАЭС сельскохозяйственная деятельность была прекращена?
- Ввод в сельскохозяйственный оборот земель на пострадавших территориях не такой уж большой и значимый, в том числе для сельхозпредприятий. Так, за 23 года в сельхозоборот по всей Беларуси введено 14 тыс.га таких земель.
Наши рекомендации для сельскохозяйственных предприятий - прежде чем принимать решение о возврате земли в оборот, нужно внимательно просчитать экономическую целесообразность такого шага: сможет ли предприятие обеспечить необходимую технологию выращивания сельхозкультур, достаточно ли материальных ресурсов. Желание некоторых руководителей прихватить какой-либо участок на год-два, а потом его бросить - не та позиция, которая должна иметь место.
Мы не видим в активизации этого процесса необходимости. Чтобы на загрязненной территории получить чистую продукцию, необходимо затратить значительно большие, чем на чистой территории, средства. Для подавления перехода цезия в стронций расходуется большое количество минеральных удобрений, в частности калия и фосфора. Может быть лучше внести эти удобрения на чистой территории и получить большую отдачу при сборе урожая?
Кроме того, произведенная на загрязненной территории сельскохозяйственная продукция проигрывает в конкурентной борьбе аналогам, выращенным в чистых местах. Покупатель с большей вероятностью предпочтет картофель из Витебской области выращенному в Хойникском районе.
- А как обстоит дело с переспециализацией сельскохозяйственных предприятий?
- По поручению Президента Беларуси программа по переспециализации сельскохозяйственных организаций на загрязненных территориях была отработана в Могилевской и Гомельской областях. Основная цель переспециализации - добиться выпуска экологически чистой продукции при обеспечении экономической эффективности ее производства. На сегодняшний день в программе задействованы 9 хозяйств в Гомельской и 2 в Могилевской областях. Для каждого из них разработан индивидуальный план мероприятий, к работе над которым привлекались серьезные научные силы. Там, где невозможно было производить молоко с нормой радиации ниже допустимых уровней, хозяйства перепрофилировались на семеноводство либо на производство мяса. Работа по переспециализации сельхозпредприятий должна завершиться до 2010 года.
- Удалось ли в Беларуси добиться того, чтобы население зараженных радиацией территорий употребляло в пищу чистые продукты питания?
- У нас в стране установлены довольно жесткие нормативы по содержанию радионуклидов в продуктах питания. Путем применения на протяжении многих лет защитных мер в сельском хозяйстве удалось изжить производство "грязной" продукции в общественном секторе экономики. Ведется двойной контроль, например, на мясокомбинатах существует входной радиационный контроль сырья и выходной контроль готовой продукции.
А вот что касается личных подсобных хозяйств, то здесь наиболее часто возникает проблема производства молока с содержанием радионуклидов выше допустимого уровня. Но речь идет не о катастрофически высоких превышениях норм. Это молоко может быть использовано в переработанном виде для производства сыра, масла.
Даже единичный случай получения "грязного" молока фиксируется, и населенный пункт вносится в разряд неблагополучных. Таких населенных пунктов в стране на сегодняшний день 67, и их количество ежегодно сокращается.
Что касается воды, то проблемы ее радиационной безопасности на пострадавших территориях не существует. По цезию, стронцию вся вода пригодна к употреблению. Однако в некоторых районах вода имеет повышенное содержание железа. В рамках республиканской программы "Чистая вода" мы финансово участвуем в строительстве станций обезжелезивания воды, водопроводов, артезианских скважин. Мы прекрасно понимаем, что эти мероприятия напрямую не уменьшают дозу облучения, но способствуют сохранению здоровья населения.
- Нередко приходится слышать, что люди, проживающие на подвергшейся загрязнению территории, болеют чаще, чем те, кто живет в чистых местах…
- У нас существует система ежегодного медицинского обследования населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения. Данные обследований изучают специалисты Министерства здравоохранения и выдают рекомендации для практической медицины. В целом я считаю, что мероприятия, которые проводятся в Беларуси для сохранения здоровья населения, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, более эффективны, нежели в соседних России и Украине. Если брать соотношение вреда от аварии для Беларуси, России и Украины, то Беларусь находится на первом месте. Однако в республике вследствие катастрофы на ЧАЭС инвалидами являются около 10 тыс. человек. В Украине таких 51 тыс., в России около 55 тыс. человек. Тому, что в этом отношении мы выглядим более благоприятно, чем Россия и Украина, способствовали предпринятые меры по предотвращению получения больших доз облучения населением.
Можно встретить высказывания о том, что население зараженных территорий больше болеет. Болеют там не чаще, просто система ежегодных обследований позволяет выявлять больше заболеваний, причем выявлять их на ранней стадии. Поэтому сравнение с чистыми территориями некорректно. Можно было бы сравнивать, если бы мы организовали одинаковую проверку.
Кроме того, говоря о состоянии здоровья и смертности населения чернобыльских районов, необходимо учитывать средний возраст жителей этих территорий. В зоне отселения с уровнем загрязнения 15 и выше кюри на 1 кв.км в настоящее время живут 3095 человек. В основном это пенсионеры, и естественно, что убыль людей в этих районах выше среднереспубликанской. Население этой зоны за 3 года уменьшилось на 21%. В зоне с уровнем загрязнения 1-5 кюри на 1 кв.км численность населения сократилась на 0,7%. Это сравнимые вещи, но при исследовании нужно учитывать все нюансы, иначе мы придем к неправильным выводам. Естественно, никто не говорит, что радиация это благо, но драматизировать ситуацию также нельзя.
Алексей БУКЧИН,
БЕЛТА.
БелТА (оригинал новости)