К 65-летию освобождения Беларуси. Война на рельсах: состязание в изобретательности
Источник материала: БелТА
22.04.2009 08:00
—
Новости Общества
Война на рельсах: состязание в изобретательности
Партизаны Беларуси оказывали существенную помощь частям Красной Армии. В первую очередь они всеми способами стремились срывать военные перевозки противника, особенно железнодорожную доставку на фронт живой силы, техники и боеприпасов. Диверсии, успешно проводимые лесными бойцами, наносили огромный ущерб оккупантам. Гитлеровцы вынуждены были постоянно искать способы, как уберечь военные эшелоны от партизанских мин. На железной дороге шло настоящее состязание в изобретательности.
Немцы попытались использовать для охраны железнодорожных путей лиц из местного населения, рассматривая при этом членов их семей как заложников. Но чем больше они брали заложников, тем больше поездов летело под откос. И тогда с целью обеспечения безопасности движения они решили ввести целый ряд технических приспособлений.
Вначале немцы прицепляли впереди паровоза несколько пустых платформ. Как только партизаны разгадали эту хитрость, стали закладывать такие мины, которые пропускали легкие платформы, но взрывались под тяжестью паровоза. Немцы стали нагружать платформы камнями. Тогда партизаны устанавливали мины замедленного действия. И снова платформы проходили, а эшелоны летели под откос. Позже немцы начали высылать вперед дрезину для проверки пути. Партизаны же пропускали дрезину и подрывали мины с приближением эшелона. Это было очень опасным делом, но эшелоны подрывались по-прежнему.
И все же немцы не сдавались по той простой причине, что не могли поступать иначе. Они разработали сложную систему охраны железных дорог, защите которых отдавали предпочтение перед всеми другими объектами. Выставлялись посты на каждой железнодорожной станции и блок-посты на каждом железнодорожном мосту, в туннелях, у водонапорных башен и даже у полотна, если расстояние между станциями было слишком большим. Посты расставлялись таким образом, чтобы самостоятельно и с помощью патрулей они могли поддерживать связь друг с другом. Посты должны были постоянно вести наблюдение на своих участках с целью задержания диверсантов. Время от времени они должны были также осматривать пути для выявления заминированных участков. Железнодорожная охрана часто использовала собак-ищеек.
Немцы скоро пришли к выводу, что охранные войска не смогут успешно выполнять свои задачи до тех пор, пока они не установят полный контроль над местностью, прилегающей к железнодорожному полотну. Поэтому по обе стороны от железнодорожного пути они стали создавать своего рода защитные полосы шириной около 300 м. Эти полосы полностью очищались от кустарника и деревьев. Оставалась лишь редкая лесополоса у самого железнодорожного полотна. Таким образом, немцы лишили партизан возможности скрытого подхода к полотну.
Такая организация охраны железных дорог требовала большого количества войск, но, тем не менее, не являлась достаточно эффективной. И все-таки это было лучшее из того, что можно было сделать в чрезвычайно трудных условиях борьбы со столь ловким и искусным противником.
Из воспоминаний начальника Белорусского штаба партизанского движения П.Калинина
Следует отметить, что все диверсии были осуществлены в очень сложных условиях. Немецко-фашистское командование и местные оккупационные власти приняли самые жесткие меры по усилению охраны железнодорожных линий. Еще в апреле 1943 года у гауляйтера Беларуси Кубе состоялось совещание областных комиссаров, на котором палач белорусского народа предупреждал своих подчиненных, что охрана коммуникаций - одна из самых важных задач. Вдоль основных железнодорожных магистралей оккупанты сосредоточили большое количество войск, на протяжении многих километров минировали подходы к железнодорожному полотну, усилили патрулирование. Но взрывы на дорогах не прекращались.
На перегоне Гомель-Чернигов фашистские охранники попытались перехитрить партизан. Перед тем как отправить поезд, дорогу проверяли патрули. Обнаружив заложенные партизанами мины, они проходили мимо, делая вид, что ничего не заметили. Но тут же условным сигналом вызывали войска, которые широким кольцом окружали партизан. На первых порах несколько наших подрывных групп попали в такую ловушку. Однако тактика гитлеровцев была быстро разгадана.
Многие железнодорожные перегоны стали использоваться гитлеровцами только в дневное время, да и то не на полную мощность, так как по утрам чуть ли не ежедневно приходилось восстанавливать разрушенные партизанами пути /Калинин П.З. Партизанская республика/.
Партизаны Беларуси оказывали существенную помощь частям Красной Армии. В первую очередь они всеми способами стремились срывать военные перевозки противника, особенно железнодорожную доставку на фронт живой силы, техники и боеприпасов. Диверсии, успешно проводимые лесными бойцами, наносили огромный ущерб оккупантам. Гитлеровцы вынуждены были постоянно искать способы, как уберечь военные эшелоны от партизанских мин. На железной дороге шло настоящее состязание в изобретательности.
Немцы попытались использовать для охраны железнодорожных путей лиц из местного населения, рассматривая при этом членов их семей как заложников. Но чем больше они брали заложников, тем больше поездов летело под откос. И тогда с целью обеспечения безопасности движения они решили ввести целый ряд технических приспособлений.
Вначале немцы прицепляли впереди паровоза несколько пустых платформ. Как только партизаны разгадали эту хитрость, стали закладывать такие мины, которые пропускали легкие платформы, но взрывались под тяжестью паровоза. Немцы стали нагружать платформы камнями. Тогда партизаны устанавливали мины замедленного действия. И снова платформы проходили, а эшелоны летели под откос. Позже немцы начали высылать вперед дрезину для проверки пути. Партизаны же пропускали дрезину и подрывали мины с приближением эшелона. Это было очень опасным делом, но эшелоны подрывались по-прежнему.
И все же немцы не сдавались по той простой причине, что не могли поступать иначе. Они разработали сложную систему охраны железных дорог, защите которых отдавали предпочтение перед всеми другими объектами. Выставлялись посты на каждой железнодорожной станции и блок-посты на каждом железнодорожном мосту, в туннелях, у водонапорных башен и даже у полотна, если расстояние между станциями было слишком большим. Посты расставлялись таким образом, чтобы самостоятельно и с помощью патрулей они могли поддерживать связь друг с другом. Посты должны были постоянно вести наблюдение на своих участках с целью задержания диверсантов. Время от времени они должны были также осматривать пути для выявления заминированных участков. Железнодорожная охрана часто использовала собак-ищеек.
Немцы скоро пришли к выводу, что охранные войска не смогут успешно выполнять свои задачи до тех пор, пока они не установят полный контроль над местностью, прилегающей к железнодорожному полотну. Поэтому по обе стороны от железнодорожного пути они стали создавать своего рода защитные полосы шириной около 300 м. Эти полосы полностью очищались от кустарника и деревьев. Оставалась лишь редкая лесополоса у самого железнодорожного полотна. Таким образом, немцы лишили партизан возможности скрытого подхода к полотну.
Такая организация охраны железных дорог требовала большого количества войск, но, тем не менее, не являлась достаточно эффективной. И все-таки это было лучшее из того, что можно было сделать в чрезвычайно трудных условиях борьбы со столь ловким и искусным противником.
Из воспоминаний начальника Белорусского штаба партизанского движения П.Калинина
Следует отметить, что все диверсии были осуществлены в очень сложных условиях. Немецко-фашистское командование и местные оккупационные власти приняли самые жесткие меры по усилению охраны железнодорожных линий. Еще в апреле 1943 года у гауляйтера Беларуси Кубе состоялось совещание областных комиссаров, на котором палач белорусского народа предупреждал своих подчиненных, что охрана коммуникаций - одна из самых важных задач. Вдоль основных железнодорожных магистралей оккупанты сосредоточили большое количество войск, на протяжении многих километров минировали подходы к железнодорожному полотну, усилили патрулирование. Но взрывы на дорогах не прекращались.
На перегоне Гомель-Чернигов фашистские охранники попытались перехитрить партизан. Перед тем как отправить поезд, дорогу проверяли патрули. Обнаружив заложенные партизанами мины, они проходили мимо, делая вид, что ничего не заметили. Но тут же условным сигналом вызывали войска, которые широким кольцом окружали партизан. На первых порах несколько наших подрывных групп попали в такую ловушку. Однако тактика гитлеровцев была быстро разгадана.
Многие железнодорожные перегоны стали использоваться гитлеровцами только в дневное время, да и то не на полную мощность, так как по утрам чуть ли не ежедневно приходилось восстанавливать разрушенные партизанами пути /Калинин П.З. Партизанская республика/.
БелТА (оригинал новости)