Президент Беларуси подписал Закон "О борьбе с коррупцией"
Источник материала: БелТА
26.07.2006 15:10
—
Новости Общества
26 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон "О борьбе с коррупцией", сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.
Коррупция в целом, а в органах власти - в особенности, ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Поэтому с ней должна вестись непрекращающаяся бескомпромиссная борьба, имеющая не только правовой, но и политический характер. Искоренение предпосылок коррупционных проявлений в сфере государственного строительства является одним из приоритетов проводимой президентом Беларуси политики, отметили в пресс-службе белорусского лидера.
Для эффективного правового обеспечения деятельности государства в сфере борьбы с коррупцией по инициативе президента был подготовлен и внесен на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания проект Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией". После его одобрения Советом Республики Национального собрания он был подписан президентом.
Законодательный акт вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Этот закон - завершающее звено в созданной по инициативе главы государства структуре новых правовых актов, направленных на борьбу с наиболее опасными преступлениями и создание стройной системы государственных органов, ответственных за такую деятельность, пояснили в пресс-службе.
Закон направлен на дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси и основывается на практике применения норм ныне действующего Закона "О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией", предписаниях европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, ратифицированной Республикой Беларусь 26 мая 2003 года, и соответствует международной практике правового регулирования отношений, вытекающих из проявлений коррупции.
Закон предусматривает ряд важных нововведений.
Так, расширяется перечень субъектов коррупционных правонарушений (т.е. тех граждан, которые в своей деятельности могут допустить правонарушения, связанные с коррупцией).
В качестве таковых вместе с лицами, отнесенными к ним согласно действующему законодательству (представители государственной власти, государственные служащие, являющиеся должностными лицами, и иные должностные лица), законом определены:
члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;
граждане, в установленном порядке зарегистрированные в качестве кандидатов в Президенты Республики Беларусь или депутаты;
лица, занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций;
лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, преподаватели учебных заведений, медицинские работники);
представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;
государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Беларуси к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;
должностные лица иностранных государств и международных организаций (статьи 1, 3 закона).
Как сообщили в пресс-службе главы государства, определение всех возможных субъектов коррупционных правонарушений - важный момент в решении правовых вопросов борьбы с коррупцией, без которого нельзя эффективно противостоять этому опасному явлению. А данные правоохранительной статистики свидетельствуют о том, что коррупция еще не до конца изжита среди работников в самых различных сферах деятельности, в том числе в государственном аппарате, экономике, образовании, здравоохранении и т.д. Положения Закона "О борьбе с коррупцией" позволяют устранить данный пробел и обеспечить правоохранительные органы надлежащей правовой базой для осуществления деятельности по борьбе с этим злом.
Законом устанавливается единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией (статьи 6, 8, 9 закона). К государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, законом отнесены органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
При этом порядок создания в государственных органах, осуществляющих борьбу с коррупцией, специальных подразделений по борьбе с коррупцией, согласно статье 8 закона, определяется президентом страны.
Прокуратура Республики Беларусь законом определена как государственный орган, ответственный за организацию борьбы с коррупцией. Четко установлен и расширен перечень ее полномочий в названной области, в том числе прокуратура наделяется функцией координации деятельности других государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией (статья 7 закона).
Борьба с коррупцией со вступлением в силу закона должна стать более системной, настойчивой и целенаправленной, подчеркнули в пресс-службе белорусского лидера. Это возможно посредством организации более тесного взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел, госбезопасности, пограничных войск, налоговых, таможенных органов и др. и надлежащей взыскательности к этим органам при осуществлении прокурорского надзора. Вышеназванные положения закона о системе органов в сфере борьбы с коррупцией и роли в ней прокуратуры позволят в целом повысить уровень профилактической, оперативной и следственной работы соответствующих государственных органов.
Закрепляются ограничения для членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Определено, что члены семьи не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью (статья 24 закона).
Честность, порядочность государственного служащего, работника, имеющего определенные властные полномочия или полномочия, в силу которых другие граждане могут оказаться в зависимости от принимаемых им решений, - одна из основ создания сильной и процветающей Беларуси. Закон преследует своей целью поставить заслон проявлениям кумовства, протекционизма и мздоимства в любых сферах деятельности. В том числе и через установление соответствующих ограничений не только для государственных должностных и приравненных к ним лиц, но и для членов их семей, отметили в пресс-службе.
Законом определяются составы правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, что позволит уточнить нормы об административной и уголовной ответственности за коррупцию в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь (статьи 20 и 21 закона).
Вместе с тем следует отметить, что отдельные предписания закона в настоящее время уже реализованы в уголовном законодательстве внесенным главой государства (в "пакете" с законопроектом "О борьбе с коррупцией") на рассмотрение парламента и принятым 22 июня 2003 года Законом "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь", который ужесточил уголовную ответственность за коррупцию с учетом положений вышеназванной конвенции и рассматриваемого закона.
Вступление в силу Закона "О борьбе с коррупцией" создаст надлежащие правовые основания для более предметной и целенаправленной деятельности правоохранительных и иных государственных органов по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с коррупцией в любых сферах деятельности, сообщили в пресс-службе.
Коррупция в целом, а в органах власти - в особенности, ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Поэтому с ней должна вестись непрекращающаяся бескомпромиссная борьба, имеющая не только правовой, но и политический характер. Искоренение предпосылок коррупционных проявлений в сфере государственного строительства является одним из приоритетов проводимой президентом Беларуси политики, отметили в пресс-службе белорусского лидера.
Для эффективного правового обеспечения деятельности государства в сфере борьбы с коррупцией по инициативе президента был подготовлен и внесен на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания проект Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией". После его одобрения Советом Республики Национального собрания он был подписан президентом.
Законодательный акт вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Этот закон - завершающее звено в созданной по инициативе главы государства структуре новых правовых актов, направленных на борьбу с наиболее опасными преступлениями и создание стройной системы государственных органов, ответственных за такую деятельность, пояснили в пресс-службе.
Закон направлен на дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси и основывается на практике применения норм ныне действующего Закона "О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией", предписаниях европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, ратифицированной Республикой Беларусь 26 мая 2003 года, и соответствует международной практике правового регулирования отношений, вытекающих из проявлений коррупции.
Закон предусматривает ряд важных нововведений.
Так, расширяется перечень субъектов коррупционных правонарушений (т.е. тех граждан, которые в своей деятельности могут допустить правонарушения, связанные с коррупцией).
В качестве таковых вместе с лицами, отнесенными к ним согласно действующему законодательству (представители государственной власти, государственные служащие, являющиеся должностными лицами, и иные должностные лица), законом определены:
члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;
граждане, в установленном порядке зарегистрированные в качестве кандидатов в Президенты Республики Беларусь или депутаты;
лица, занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций;
лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, преподаватели учебных заведений, медицинские работники);
представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;
государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Беларуси к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;
должностные лица иностранных государств и международных организаций (статьи 1, 3 закона).
Как сообщили в пресс-службе главы государства, определение всех возможных субъектов коррупционных правонарушений - важный момент в решении правовых вопросов борьбы с коррупцией, без которого нельзя эффективно противостоять этому опасному явлению. А данные правоохранительной статистики свидетельствуют о том, что коррупция еще не до конца изжита среди работников в самых различных сферах деятельности, в том числе в государственном аппарате, экономике, образовании, здравоохранении и т.д. Положения Закона "О борьбе с коррупцией" позволяют устранить данный пробел и обеспечить правоохранительные органы надлежащей правовой базой для осуществления деятельности по борьбе с этим злом.
Законом устанавливается единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией (статьи 6, 8, 9 закона). К государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, законом отнесены органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
При этом порядок создания в государственных органах, осуществляющих борьбу с коррупцией, специальных подразделений по борьбе с коррупцией, согласно статье 8 закона, определяется президентом страны.
Прокуратура Республики Беларусь законом определена как государственный орган, ответственный за организацию борьбы с коррупцией. Четко установлен и расширен перечень ее полномочий в названной области, в том числе прокуратура наделяется функцией координации деятельности других государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией (статья 7 закона).
Борьба с коррупцией со вступлением в силу закона должна стать более системной, настойчивой и целенаправленной, подчеркнули в пресс-службе белорусского лидера. Это возможно посредством организации более тесного взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел, госбезопасности, пограничных войск, налоговых, таможенных органов и др. и надлежащей взыскательности к этим органам при осуществлении прокурорского надзора. Вышеназванные положения закона о системе органов в сфере борьбы с коррупцией и роли в ней прокуратуры позволят в целом повысить уровень профилактической, оперативной и следственной работы соответствующих государственных органов.
Закрепляются ограничения для членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Определено, что члены семьи не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью (статья 24 закона).
Честность, порядочность государственного служащего, работника, имеющего определенные властные полномочия или полномочия, в силу которых другие граждане могут оказаться в зависимости от принимаемых им решений, - одна из основ создания сильной и процветающей Беларуси. Закон преследует своей целью поставить заслон проявлениям кумовства, протекционизма и мздоимства в любых сферах деятельности. В том числе и через установление соответствующих ограничений не только для государственных должностных и приравненных к ним лиц, но и для членов их семей, отметили в пресс-службе.
Законом определяются составы правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, что позволит уточнить нормы об административной и уголовной ответственности за коррупцию в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь (статьи 20 и 21 закона).
Вместе с тем следует отметить, что отдельные предписания закона в настоящее время уже реализованы в уголовном законодательстве внесенным главой государства (в "пакете" с законопроектом "О борьбе с коррупцией") на рассмотрение парламента и принятым 22 июня 2003 года Законом "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь", который ужесточил уголовную ответственность за коррупцию с учетом положений вышеназванной конвенции и рассматриваемого закона.
Вступление в силу Закона "О борьбе с коррупцией" создаст надлежащие правовые основания для более предметной и целенаправленной деятельности правоохранительных и иных государственных органов по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с коррупцией в любых сферах деятельности, сообщили в пресс-службе.
БелТА (оригинал новости)