Картофельный «Гигант»
Как сегодня живет одно из крупнейших хозяйств Могилевской области, специализирующееся на мясомолочном производстве и растениеводстве
«Ниву», на которой мы с заместителем председателя СПК «Гигант» Николаем Сакуном объезжали это хозяйство, тормознул черный джип, лихо обогнав наш «тихоход» и дав сигнал остановиться. В следующее мгновение стало не по себе: из иномарки с российскими номерами, как в крутом детективе, высыпали крепкие мужички с короткими стрижками и ринулись к нашей машине. Вопреки самым мрачным ожиданиям, дальнейшие их действия имели мирный характер.
— Извините, — произнес один из «группы захвата», просовывая голову в окошко «Нивы», — боялись вас потерять из виду, а нам срочно нужен кто-нибудь из руководства.
— Кто вы? — спросил его Сакун.
— Мы из Пензы. Хотим купить тонн 50—60 картошки.
— Опоздали, ребята, почти все продано.
Расспросив, где еще можно разжиться белорусской бульбой, закордонные гости сели в свое авто и умчались.
— Коммерсанты, — объяснил Николай Александрович. — Таких заезжих у нас по нескольку в день. Но мы уже действительно закончили массовую реализацию нынешнего урожая картофеля. В этом году его накопали более 10 тысяч тонн. Процентов 40 оставили на семена. Еще часть заложили на хранение в бурты. Продаем остатки крупной картошки.
— Зачем, — спрашиваю, — вы поторопились с массовой распродажей, ведь к зиме, как это обычно бывает, цены на эту продукцию будут выше?
— А хранить где? В буртах? Это не выход, много клубней пропадет или потеряет товарный вид. Небольшое старое хранилище, которое у нас есть, способно вместить лишь 20-ю часть картофеля, собираемого с наших полей.
За окном колесящего автомобиля появляется внушительных размеров стройплощадка со стрелами автокранов и вбитыми в землю металлическими сваями.
— Вот основа дальнейшего развития нашего хозяйства, — нажав на тормоз, продолжает мой собеседник. — Строим современное картофелехранилище на 20 тысяч тонн, где будут соблюдаться оптимальный температурный режим, влажность и прочие условия, необходимые для высококачественного хранения корнеплодов. Благодаря указу Президента, касающемуся развития овощеводства, мы получили льготный банковский кредит под 3 процента годовых. Сами не потянули бы столь крупный объект. Его возведение обойдется примерно в 25 миллиардов рублей. А при такой поддержке государства уже следующий урожай второго хлеба будет заложен сюда. Мы подсчитывали: из-за того, что хранение продукции до сих пор не налажено на должном уровне, наше хозяйство, как и предприятия торговли, закупающие у нас картофель, теряет более трети доходов. А представьте, сколько это в масштабах всей республики, если в прошлом году выручка одного нашего СПК от реализации этой культуры составила свыше 4 миллиардов рублей.
СПК «Гигант» — одно из крупнейших хозяйств Могилевской области, специализирующееся как на мясомолочном производстве, так и на растениеводстве. Здесь сосредоточено почти 5 тысяч голов крупного рогатого скота и более 3,5 тысячи свиней. На полях выращивают ячмень, пшеницу, кукурузу, рапс, сахарную свеклу и другие культуры. Результаты впечатляющие.
Например, уже в прошлом году надои молока приблизились в среднем к 6 тысячам литров от коровы, а урожайность зерновых – к 70 центнерам с гектара. Но визитной карточкой сельскохозяйственного кооператива стал картофель, производство которого здесь давно достигло европейского уровня. В лучшие годы его урожайность превышает 550 центнеров с гектара. При том, что в среднем по области этот показатель в последнее время колеблется на отметке 200—235 центнеров. Даже аномальная жара нынешнего года не смогла помешать «гигантским» амбициям: с каждого гектара накопали по 380 центнеров клубней. Кстати, могли бы и больше, но еще весной специалисты Минсельхозпрода прогнозировали увеличение спроса на семена картофеля, посевные площади которого на будущий год в республике будут существенно расширены. И в «Гиганте» (а он входит в группу элитных семеноводческих хозяйств) посеяли гораздо больше картофеля под семена. Эти поля дают намного меньший урожай, ибо семенная продукция выращивается по совершенно другой технологии. Клубни бросают в землю с гораздо большим интервалом, чем на полях, где высаживают продовольственный картофель. А после того как «семянка» отцветет и завяжется, в определенный момент ее ботву срезают, чтобы корнеплоды не достигли слишком больших размеров и не успели подхватить целый букет болезней. Вообще, технологические тонкости, основывающиеся на достижениях агрономической науки, и являются фундаментом производственных побед этого СПК.
— Главное, — говорит его председатель Михаил Леваков, — без чего никогда не получить высокий урожай картофеля, — это семена. Мы обновляем их каждый год. Частично выращиваем сами, но большую часть приобретаем в элитных питомниках страны, в том числе в Институте картофелеводства Национальной академии наук Беларуси, а также за рубежом. Например, ежегодно покупаем около 80 тонн семян в Голландии. Вторая составляющая успеха – строгое соблюдение всей технологической цепи: от предпосевной обработки почвы до сбора урожая. Для каждого вида работ у нас имеется хорошая техника, на приобретение которой не скупимся. Только в нынешнем году ее закуплено почти на 3 миллиарда рублей: тракторы, комбайны, сеялки, копалки, разбрасыватели удобрений, грузовики и прочее. Каждый клубень при посадке в землю опрыскивается специальным ядом, который не дает подступиться к семенам многочисленным вредителям, например проволочнику. Благодаря предварительному протравливанию от «гадов» защищены и зеленые ростки — колорадского жука на наших картофельных полях не встречаем уже много лет.
— Как же такой картофель потом есть людям?
— Ядовитые вещества, применяемые для борьбы с вредителями, к моменту цветения разлагаются, и выращенный картофель не только безопасен для здоровья, но и полезен, и вкусен. Каждый полученный урожай проходит санитарный контроль, после которого продукция получает соответствующий сертификат качества.
— Вернемся к составляющим успеха...
— Третья из них – забота о плодородии почвы. Мы стараемся делать все, чтобы она не только не истощалась, а, наоборот, улучшала свои, если можно так выразиться, производительные качества. К примеру, в этом году одной органики вывезли на поля около 70 тысяч тонн. Если приплюсовать сюда количество внесенных минеральных удобрений, то на каждый гектар вышло по полтонны «допинга» для растительных культур. И последнее из этой очень упрощенной схемы, которую я нарисовал, – погодный фарт. К сожалению, климат нас не балует. В идеале температурный коридор в период вегетации картофеля должен составлять 16—26 градусов. На один килограмм сухой массы клубней требуется 450 литров воды. А что мы имели летом: минимум влаги и среднесуточную температуру около 36 градусов.
— Вы забыли о профессионализме специалистов и рядовых работников...
— Не забыл, ибо это само собой разумеется. Дисциплина и добросовестное отношение к делу у нас — устоявшийся фактор, так сказать, величина неизменная. Наши кадры приучены к тому, что трудиться на совесть – единственный способ иметь достойную зарплату.
Если не случится непредвиденных финансовых осложнений, то уже в следующем году это хозяйство должно выйти на самый современный уровень реализации второго хлеба. Специалисты СПК ведут переговоры с зарубежными фирмами о закупке дорогостоящего оборудования, которое позволит не только фасовать картошку в сеточки, что здесь уже не первый год делают, а предварительно ее мыть, шлифовать и сушить – словом, доводить до полного лоска, которым сверкают картофельные клубни в гипермаркетах заморских стран. Новая линия будет обрабатывать таким способом до 3—5 тонн картофеля в час и расфасовывать «стерильные» корнеплоды весом от 500 граммов и выше. Это позволит не только повысить культуру торговли внутри страны, но и расширить экспортные возможности предприятия. С учетом внешнеторговых перспектив, а также возводимого картофелехранилища будущей весной «Гигант» намерен увеличить площадь посадки бульбы с 300 гектаров до 450. Вот бы тем сельхозорганизациям, которые пока с большим скрипом переходят от дедовских методов к научным, заразиться «гигантоманией», а еще лучше — неизлечимо ею заболеть.