Выиграл бы Михаил Павлов выборы мэра?
![Выиграл бы Михаил Павлов выборы мэра?](http://www.21.by/pub/news/2010/06/1276013769089614.jpg)
Павлов сам содействовал исправлению своей кадровой ошибки, насколько я знаю.
Другой случай. Перед парламентскими выборами 2004-го года проходила традиционная встреча минских депутатов с мэрами и его заместителями. Такие встречи горисполком проводил регулярно раз в полгода по проблемам округов.
А перед этим ко мне обратились избиратели соседнего с моим округа, который позднее вошел в мой округ. И попросили защитить Севастопольский парк от сноса деревьев под строительство домов частным застройщикам. Собирались отзывать своего депутата за бездействие. Я поговорила с депутатом от этого округа и получила его согласие на мое вмешательство (кстати, так бывало и раньше, начиная с Верховного Совета 13-го созыва, с депутата Климова и других; окружные депутаты отказывались ссориться с властью и перекладывали свои обязанности по защите интересов избирателей на того, кто соглашался последним помочь). Позиция властей была известна. Согласие на застройку было.
И тогда через голову мэра я написала письмо на имя главы Администрации президента с просьбой защитить Севастопольский парк.
На встрече мэр мне это припомнил. Он размахивал этим моим письмом и возмущался моим вмешательством в вопрос не моей компетенции, что было чистой правдой. Но людям и парку надо было помочь. А потом на повышенных тонах мэр потребовал ответа, зачем я обратилась наверх? Что, я не знала, что письмо направят ему?
Я могла бы ответить Павлову в такой же резкой манере. И судьба будущих выборов меня бы не остановила. Обычно не стесняюсь в выражениях, когда на меня нападают. Но есть одно «но»: я всегда щажу самолюбие начальника в присутствии его подчиненных. Поэтому спокойно ответила, что именно этого и хотела, -- чтобы мэр получил мое письмо от Администрации президента. Это нужно для решения вопроса.
После этого некоторые коллеги уже в ходе встречи сказали мне, что я разозлила Павлова и выборы я не пройду. А Павлов попросил меня задержаться и извинился, сказав, что у него были свои причины вести себя публично именно так. Причины были мне неинтересны, но извинение я приняла.
Однажды, я попросилась к Михаилу Яковлевичу на прием по письму моей пожилой избирательницы. В ее подъезде жил бывший рецидивист-алкоголик с нарушенной психикой. Он терроризировал весь подъезд, рубил топором соседские двери, показывал детям нож, требуя от соседей денег и еды. И не было на него управы. Из-за заболевания туберкулезом его нельзя было поместить с другими умалишенными. Куда только ни обращались люди… Но никто не помог.
Михаил Яковлевич спросил, а почему я пришла к нему на прием; не за родственницу ли прошу? Объяснила, что я вообще бабушку не знаю, но ее жалко.
Проблему, не решавшуюся годами, Павлов решил в тот же день. Вот так он работал.
Позднее я рассказала ему, что бабушки в том подъезде каждый день молятся за его здоровье. Жаль, не помогло.
И еще однажды довелось Павлова порадовать. У меня на руках были данные одного соцопроса по Минску, которых у него не было. И у Михаила Яковлевича оказалось 67 процентов поддержки минчан. Правда, это было до сноса коммерческих киосков, на котором он сильно потерял авторитет. Когда я сказала про рейтинг, Михаил Яковлевич буквально расцвел и спросил, как я думаю, если бы были выборы мэра, выиграл бы он их или нет? Честно ответила, что выиграл бы наверняка. После этого попросил о данных опроса никому не рассказывать.
Михаил Яковлевич был сложным человеком. Я считала стиль его руководства авторитарным. Почему-то казалось, что стиль этот надуман, неорганичен для него. Что в семье и с друзьями Михаил Яковлевич должен быть совсем другим. Но при этом он всегда был открыт разумным предложениям. Так, по моему обращению в 2004 году Павлов первым в стране вернул в сферу услуг книгу замечаний и предложений и ввел регулярный контроль реакции на записи в ней. Знаю, что из всех зарубежных поездок он привозил опыт местного обустройства и старался внедрить в жизнь то, что показалось полезным. Часто ссылался на советы Лужкова.
Павлов много помогал людям. Однажды поддержал и меня, когда умер мой отец.
Службист до мозга костей, мэр носил все свои проблемы и переживания в себе, а стрессы позволял себе снимать только изредка, уезжая на рыбалку.
Думаю, будет справедливо, если какая-нибудь улица в центре Минска, например, Ленина, будет названа именем Михаила Яковлевича Павлова. Он много сделал для города. Мы будем помнить его. С теплотой.