УВИДЕТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ В ВОЗМОЖНОМ

Источник материала:  
27.05.2010 —

2 июня 2006 г Президент Беларуси Александр Лукашенко подписан Указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». С тех пор в стране эта сфера активно развивается, и уже сегодня в Беларуси насчитывается 884 субъекта агроэкотуризма, что в 1,9 раза больше, чем в 2008 году. Кроме того, в стране функционируют 17 туристических комплексов, центр развития сельского предпринимательства и три этнографических музея. О проблемах и перспективах развития этой отрасли нам рассказал руководитель одной из агроэкоусадеб Антон Скрипко.
— Читая текст указа Президента, все представляется делом простым и легким...
— Начать собственное дело действительно просто. Иди в сельсовет, регистрируйся, плати 35 тысяч рублей и... в добрый путь. Мы — двое братьев и отец — этой возможностью воспользовались в 2008 году. Хочу подчеркнуть, что деятельность начали оперативно и без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
— И как ваш семейный бизнес — корабль под флагом агроэкотуризма — вышел в бушующее море туриндустрии?
— Мои предки — и прадед, и дед — были рыбаками. С детства я усвоил: на рыбалке главное приманка и наживка. У нас в качестве постоянной привады для туристов есть три озера: Нарочь, Мядель, Кузьмичи. Поэтому для самых привередливых клиентов предоставляем рыболовные туры на любой вкус и под любые капризы — от ловли на живца до маршрута на байдарках. Предлагаемые нами туристические маршруты — это десятки километров водной глади и береговой линии, в основном нетронутой туристическим бизнесом. Уже по этой причине мы и заинтересованы в расширении списка тех, кто пополняет реестр субъектов агроэкотуризма.
— Для развития бизнеса нужны три вещи: во-первых, деньги, во-вторых, деньги и, в-третьих, — деньги.
— По личному опыту скажу, что это в нашем бизнесе не самое главное, хотя финансы — важная составляющая любого предприятия. В рамках практической реализации мер по развитию агроэкотуризма можно получить и ссуду, и кредит. В любом отделении Белагропромбанка можно оперативно проконсультироваться, как это осуществить на практике. Мы тоже взяли кредит. Не скажу, что здесь нет бюрократических рогаток... Есть сложности с оформлением залога и гарантий поручителя, но мы этот этап преодолели.
— А что же тогда самое главное?
— Гостям нужно предлагать «живую» деревню, которую можно не только увидеть, но и «потрогать», ощутить ее вкус, цвет, сам дух и душу. И здесь большой простор для инициативы и творчества. В качестве примера, подтверждающего роль и значение мелочей в работе с туристами, приведу такой факт: мы воссоздали технологию выпечки традиционного хлеба, и теперь наши гости могут не только попробовать эту экзотику, испеченную на кленовых листях, но и непосредственно поучаствовать во всех этапах технологического процесса. А кто-то «берет» клиента интересными мастер-классами, кто-то рыбалкой. В этом бизнесе главное — найти свою нишу.
— Туристы ищут неизведанные красоты, а какие впечатления остаются от клиентов у хозяина усадьбы?
— Приезжал к нам прошлой весной гость из Англии. Ранним утром англичанин перед тем, как съесть горячих блинов, которые в печке на его глазах готовила наша мама, сфотографировал весь процесс! Настолько добросовестно отнесся к документированию кулинарных секретов мастерства, что не пошел есть за стол, а остался возле печи, чтобы видеть, как готовится новая порция. Вот вам пример: и удовлетворение от собственного бизнеса и одновременно учеба, основа для выводов на будущее — надо уметь завлечь клиента! Это дело тонкое, тут ни один указ не поможет. Но не боги горшки обжигают.
— А вас не пугает конкуренция?
— Успех развития любого дела стимулирует здоровая конкуренция. Она — хороший повод делать свое дело лучше, качественнее, работать оперативно, заглядывать на несколько лет вперед и периодически критически смотреть в прошлое. Указ дает возможность практически на голом месте начать развитие турбизнеса, и этой возможностью надо пользоваться тем, кто чувствует в себе силы.
— Когда вы сами почувствовали в себе силы?
— В свои 25 лет я успел побывать во многих странах, многое посмотреть. Начинал в БГПУ им. Максима Танка, где учился. Участвовал в спортивных походах на Приполярный Урал, Кольский полуостров, в Карпаты, Карелию. Долгое время работал в турфирмах на контрактной основе, где получил хороший опыт, побывал во многих европейских странах и на курортах. Люблю путешествовать автостопом. Во время путешестий всегда удивлялся: как умеют преподавать местный колорит и особенности своих стран представители туриндустрии. Ничего не ищут, просто берут свое, делают из этого качественный продукт и продают.
— Вам сейчас никто и ничто не мешает работе?
— Проблемы есть! Например, у нас недостаточно организованных туристических стоянок на берегах рек и озер. Это остро ощущается при организации спортивных походов. В основном стоянки рассчитаны на автомобильных туристов, а летом туда не пробиться. Для туристов-походников этот вопрос по-прежнему остается открытым. Не совсем понимаю обоснованность запрета на перемещение по воде на малолитражных судах во время нереста. Одно дело — моторная лодка, другое — туристы на байдарках. Некоторые реки в нашем регионе очень интересны именно весной, в запретный период высокой воды. Просьбы есть, спрос растет. Судя по поступающим заявкам, очень много туристов хотят пройти водный маршрут весной, но на такие заказы мы вынуждены давать отказ.
— Какие бы нововведения вы внесли в текст нового указа в поддержку туризма?
— На ближайшие годы необходимо сохранить освобождение от налогов. Многие ведь опасаются: сколько льготный период продлится? Есть белорусское общественное объединение «Отдых в деревне», которое существует уже 7 лет. Наша агроусадьба с самого своего основания является членом этой ассоциации. Мы контактируем с другими владельцами во время семинаров, конференций, часто ездим к своим друзьям, которые также занимаются подобным бизнесом. К слову, в деревне Комарово на базе центра развития предпринимательства внедрена в жизнь кластерная модель развития агротуризма в регионе. Модель предусматривает тесную связь хозяев агроусадеб друг с другом, развивает разного рода сотрудничество, создание совместного турпродукта. Мы входим в данный кластер и на практике реализуем совместные проекты. Нужна поддержка таких перспектив.
— Как складываются отношения с местной властью?
— Агротуризм — источник пополнения местного бюджета. Объективно власть заинтересована в нашем развитии. На данном этапе правильнее сказать так: «друг другу не мешаем». О нас, как правило, вспоминают накануне 1 марта, когда наступает срок доклада Президенту, в котором анализируется деятельность по оказанию услуг в этой сфере. Недавно напомнили о том, что до 1 марта 2011 г. надо внести предложения о дальнейшем развитии этой туристической отрасли. Может, и читатели газеты предложат свои идеи. В большой политике остается нерешенная проблема — визовая. Европейцы привыкли перемещаться в безвизовом пространстве, и преодолеть искусственные трудности согласится не каждый. К тому же из-за визы дорожает стоимость услуг.
— Так что же такое агротуризм с учетом всего сказанного?
— На мой взгляд, это возможность увидеть «невозможное в возможном», найти в прочитанной книге непрочитанные страницы. Вот в этом направлении и надо формировать весь спектр услуг.

Беседовал Александр ПЕТРУШЕНКО
←Вода станет чище

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика