Израиль вычеркнул Беларусь из графы «издержки»
МИД Израиля официальной нотой уведомил белорусскую сторону о том, что посольство в Минске останется открытым и продолжит функционировать в обычном режиме. Это хорошая весть, хотя в целом потенциал развития двусторонних отношений используется далеко не в полной мере.
В ноябре 2014 года в Минске прошли Дни Хаима Вейцмана — первого президента Государства Израиль, уроженца Беларуси. Не исключено, что именно гуманитарные аспекты в ближайшей перспективе будут задавать тон развитию двусторонних связей.
Нетаньяху передумал
В очередной раз тема актуализировалась после того, как 4 августа прошлого года правительство Израиля поддержало предложение премьера Биньямина Нетаньяху о ликвидации ряда дипломатических представительств, в том числе посольства Израиля в Беларуси. Предполагалось, что это произойдет в течение 2016 года.
Согласно официальной версии, этот шаг был вызван необходимостью сократить издержки. Однако бывший глава израильского внешнеполитического ведомства, лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман предположил, что решение стало «сведением личных счетов»: мол, Нетаньяху отомстил ему, Либерману, за отказ снова войти в правящую коалицию после прошлогодних выборов.
К слову, есть основания полагать, что у Либермана с нашей страной имеются некие специфические отношения. Он неоднократно посещал Минск с частными визитами и даже встречался с Александром Лукашенко.
При этом не очень понятно, чем закрытие посольства должно было насолить экс-министру. Его основными избирателями являются эмигранты из стран бывшего СССР, в том числе свыше 130 тысяч наших бывших соотечественников. И, как представляется, такое поведение Нетаньяху, скорее, способно укрепить популярность его критика Либермана.
В январе 2016 года белорусский МИД заявил, что в ответ на закрытие посольства Израиля в Минске Беларусь закроет свое посольство в Тель-Авиве, как это предусмотрено «обычной дипломатической практикой».
Трудно сказать, что в большей степени повлияло на позицию Иерусалима, однако недавно на официальном сайте израильского премьера было размещено сообщение об отмене прежнего решения. В канцелярии Нетаньяху отметили, что «премьер-министр считает важным сохранение дипломатического представительства в этой стране».
В своей ноте белорусским коллегам МИД Израиля подчеркивает «то важное значение, которое придает Государство Израиль наличию израильской дипломатической миссии в Минске с учетом прочных отношений между Израилем и Беларусью».
Правда, формат и состав будущего представительства пока под вопросом. Судя по неофициальной информации, есть вероятность, что сохранить нынешний ранг не удастся: это будет то ли консульство, то ли группа дипломатов, действующих в рамках культурной миссии.
Хотя, безусловно, это лучше, чем закрытие вообще, но и от формата миссии многое зависит.
Противоречивая динамика и подводные камни
Отметим, что это была вторая попытка израильского руководства закрыть представительство в Беларуси. В 2002 году подобное уже происходило. Основные консульские услуги гражданам Беларуси тогда оказывало израильское посольство в Москве. Однако три года спустя работу дипломатического представительства в Минске возобновили в полном масштабе.
Чем же объясняются такие противоречивые шаги Иерусалима? Попытаемся понять, рассмотрев динамику и подводные камни белорусско-израильских отношений во всех основных сферах — политической, экономической, человеческих связей.
В политической области отношения можно, по-видимому, охарактеризовать как доброжелательно-нейтральные. Хотя был период, когда их резко осложнили спонтанные некорректные высказывания белорусского официального лидера.
В то же время, хотя Израиль является одним из ближайших союзников Соединенных Штатов, а Беларусь твердо придерживается ориентации на Москву, никаких открытых противоречий на этой почве между Минском и Иерусалимом вроде бы не возникало. Более того, хотя еврейское государство несомненно относится к числу демократических, оно, в отличие от стран Запада, никогда не высказывало официальному Минску претензий относительно проблем с демократией. Что, разумеется, отрадно для белорусских властей.
При этом они постоянно демонстрируют намерение укрепиться в ближневосточном регионе, в том числе наладить особо тесные связи с Ираном, с которым Израиль находится в жесткой конфронтации. Последнее обстоятельство, безусловно, должно служить сильным сдерживающим фактором в двусторонних отношениях.
В экономическом сотрудничестве ситуация тоже выглядит неоднозначно. С одной стороны, товарооборот сравнительно невелик, в последнее время он составляет порядка 120-130 млн долларов в год при довольно значительном — 70-80 млн — сальдо не в нашу пользу.
Напротив, с инвестированием дела обстоят как будто неплохо. По словам прежнего посла Израиля в Беларуси Иосифа Шагала, израильские инвестиции составили более 450 миллионов долларов. При этом, что характерно, наибольшие успехи имеют место в высокотехнологичных отраслях. Так, израильские бизнесмены стояли у истоков разработки в Беларуси одного из самых успешных проектов мобильных приложений мирового масштаба — сервиса Viber.
Вместе с тем Шагал признал, что Беларусь — это все еще не та страна, где израильский бизнес видит возможность планировать капиталоемкие и долгосрочные проекты.
Наконец, область человеческих контактов. Израиль и Беларусь одновременно являются близкими и родными странами для десятков тысяч людей, но до последнего времени оставались барьеры для общения. 26 ноября прошлого года был сделан весьма важный шаг — вступил в действие долгожданный безвизовый режим между двумя нашими странами. Пока еще рано говорить о том, как это сказалось на пассажиропотоке между Минском и Тель-Авивом. Вполне вероятно, что он заметно возрастет.
Таким образом, не исключено, что именно гуманитарные аспекты в ближайшей перспективе будут задавать тон развитию двусторонних связей.
Андрей ФЕДОРОВ