СНГ и ЕАЭС: грядут большие перемены
Уже понятно, что 2014-й станет годом самых существенных перемен на постсоветском пространстве с 1991 года. Украина и Молдова выходят из СНГ и, в компании с Грузией, быстро движутся в сторону Европы. Европа не против. Москва, в противовес этому, готовится запустить Евразийский экономический союз в составе не только России, Казахстана и Беларуси – уже практически согласовано вхождение в ЕАЭС Армении.
Плохой год для СНГ
Вечером 19 марта в Киеве на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) было решено, что Украина выходит из СНГ, вводит визовый режим с Россией, просит ООН признать Крым демилитаризованной зоной и приводит свои Вооруженные силы в полную боевую готовность.
По этому поводу во время пресс-конференции директор департамента информационной политики Министерства иностранных дел Украины Евгений Перебийнис заявил: «СНГ превратился в марионеточное образование, не способное адекватно реагировать на агрессию Кремля. После принятия решения про выход из содружества МИД произведет соответствующую нотификацию исполкома СНГ. В соответствии с договором про основание СНГ, прекращение участия в содружестве произойдет через год после нотификации исполкома». При этом он отметил, что Украина готова и в дальнейшем развивать партнерские отношения со всеми государствами, в том числе и с членами СНГ.
Немногим ранее Украина объявила, что отказывается от председательства в СНГ. А 20 марта постоянный полномочный представитель Украины в органах СНГ Иван Бунечко сложил с себя полномочия. В ноте, переданной в исполком Содружества в Минске, говорится, что «украинская сторона высказывает глубокое сожаление в связи с тем, что СНГ вместо реализации своих задач по налаживанию сотрудничества и урегулирования конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве превратилось в инструмент реализации интересов отдельных его членов».
Уже 21 марта вслед за Украиной и Молдова заявила о своем желании выйти из СНГ. О том, что Молдова может принять решение о выходе из Содружества независимых государств после подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом заявил председатель парламентской фракции ЛДПМ Валерий Стрелец.
«В тот момент, когда мы посчитаем, что это Содружество не отвечает нашим позициям и никакой выгоды не несет нам в отношениях с другими государствами – и речь идет не только о России, речь идет об остальных государствах-членах – тогда, вероятно, мы пересмотрим нашу позицию», – сказал политик. Он отметил, что после подписания соглашений об ассоциации и свободной торговле часть соглашений, которые действуют с государствами СНГ, придется пересмотреть или денонсировать.
Молдова и Грузия парафировали соглашения об ассоциации с Евросоюзом на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе 28 ноября 2013 года. Теперь в Евросоюзе планируют подписать соглашения об ассоциации с ними до июня 2014 года. Об этом было заявлено 21 марта, по итогам первого дня саммита ЕС в Брюсселе. Ранее подписание соглашений было запланировано на август этого года.
Уже через день после того, как Украина объявила о выходе из СНГ, она подписала в Брюсселе политический блок Соглашения об ассоциации с ЕС. Подписи под документом поставили председатели Европейского совета и Еврокомиссии Херман ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу, а также назначенный Верховной Радой на пост премьер-министра Украины Арсений Яценюк. За ним в алфавитном порядке главы государств и правительств 28 стран ЕС, среди которых Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон, Франсуа Олланд.
Одновременно депутаты Европарламента поддержали одностороннюю отмену пошлин на украинский импорт. Евродепутаты согласились отменить 98% таможенных пошлин на продукцию, экспортируемую Украиной в ЕС, что позволит украинским экспортерам экономить до полумиллиарда евро в год. При этом отмена пошлин Евросоюзом не обязывает Украину также отменять пошлины для европейских товаров, зато запрещает повышать существующие. Окончательно решение о пошлинах Европарламент примет на заседании в апреле, а в силу оно вступит в мае.
А вот уже в июне может быть подписана экономическая часть соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Об этом заявил комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле. Задержка связана с тем, что сперва в Украине должны пройти выборы нового президента.
«Экономическая часть важнейшая, но в то же время мы видим важность проведения в мае честных и свободных президентских выборов. И мы надеемся, что через месяц после выборов мы сможем оказаться в наилучшей ситуации для завершения процесса подписания, в том числе включая другие важные части соглашения об ассоциации, которые остаются интегрированными в одно соглашение, – отметил он. – Я планирую вскоре посетить Украину и поговорить о ряде реформ, со мной поедут эксперты и коллеги из Европейской комиссии, чтобы наработать конкретные "дорожные карты" в разных сферах, таких как торговля, финансы, энергетика, помощь промышленности».
Евразийский экономический… спор
Все в тот же роковой для СНГ день 21 марта министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Аскар Кишкембаев заявил, что проект договора о Евразийском экономическом союзе в полном объеме будет согласован и подготовлен к 1 мая. По его словам, сам договор может быть подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в конце мая в Астане на заседании Высшего экономического совета.
«В соответствии с этим договором, наши страны будут осуществлять согласованную, скоординированную, где это необходимо, единую политику в определенных сферах: в макроэкономике, финансовом секторе, промышленности, регулировании действий субъектов естественных монополий, охране и защите интеллектуальной собственности», – сообщил Аскар Кишкембаев. Он также отметил, что сейчас идет работа по кодификации всей нормативно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, что позволит максимально устранить изъятия и ограничения во взаимной торговле. Речь идет о различных нетарифных технических барьерах, мерах по сертификации, лицензированию, квотированию, которые сдерживают торгово-экономическое сотрудничество стран-членов ТС.
Кстати, в Минске по данному вопросу настроены довольно скептически. Так, БелТА цитирует начальника главного управления внешнеэкономической политики Минэкономики Беларуси Романа Бродова, который заявил, что в Таможенном союзе остаются нерешенные вопросы, и это большой риск для построения Евразийского экономического союза. В числе нерешенных вопросов – обязательства таможенного характера между Беларусью и Россией в вопросах перечисления вывозных пошлин от экспорта нефтепродуктов в бюджет России, невозможность для бизнеса проходить таможенные процедуры в любой из трех стран – участниц ЕЭП вне зависимости от их резидентства, сохранение квот поставок некоторых видов товаров на рынки друг друга.
Нерешенным в Таможенном союзе остается и вопрос о статусе товаров. «Даже внутри "тройки" мы не рассматриваем наши товары как товары Таможенного союза, а по-прежнему идентифицируем их как белорусские, российские и казахстанские, не говоря уже о внешних рынках, где наш экспорт совершенно не воспринимается как экспорт Таможенного союза и ЕЭП, – пояснил Роман Бродов. – Нас по-прежнему рассматривают как экспорт Беларуси, России и Казахстана по отдельности».
Формально Беларусь, Казахстан и Россия уже прошли этап создания Зоны свободной торговли, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Но, по словам Романа Бродова, создание ЕАЭС возможно только на основе реализованных соглашений предыдущего этапа. «Проектируемый союз будет последовательным экономическим этапом в той интеграционной работе, которая уже проделана, – подчеркнул чиновник. – Строгое понимание этого тезиса, а также тот факт, что он лежит в основе нашей переговорной позиции, позволяют максимизировать национальные интересы от союза».
В переводе с чиновничьего языка на человеческий это означает примерно следующее: «Пока Россия не снимет все ограничения, которые мы хотим, чтобы она сняла, никакого ЕАЭС не будет!».
Комментарий эксперта
«В преддверии назначенного на май подписания договора о создании ЕАЭС нервное напряжение в высших эшелонах власти России сравнимо с напряжением в командном бункере в Байконуре перед стартом ракеты: чем ближе момент нажатия кнопки «Пуск», тем оно сильнее, – говорит Виктор Хаврин, эксперт Института стран СНГ (Москва). – Иначе говоря, в Кремле не знают, как себя в последний момент поведут главы Казахстана и Беларуси. Это Назарбаев в своем поведении более-менее предсказуем и предпочитает тихое, закулисное решение возникающих проблем. А Лукашенко – его диаметральная противоположность: он совершенно непредсказуем и работает громко, на публику. Наверняка он сейчас постарается получить от России максимальное количество экономических преференций. А если Москва на это не пойдет – Минск на нее надавит. Лукашенко может оттянуть подписание договора о ЕАЭС, заявив, что такой важный вопрос должен решать народ – и вынести вопрос на референдум. А это означает задержку минимум на полгода. И все эти полгода Лукашенко будет выбивать из Путина все новые и новые уступки. И из Запада – тоже. Это он умеет».