Что стоит за расширением Таможенного союза?
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России набирает все больший вес и признание в мире. Как следствие, присоединиться к нему или, по крайней мере, подписать с ним соглашение о зоне свободной торговли стремятся все больше стране.
Такой вывод можно сделать на основании информации, прозвучавшей на круглом столе "Интеграционные процессы на пространстве СНГ и Евразийский экономический союз", прошедшем 13 декабря в здании Исполкома СНГ в Минске.
В частности, заместитель директора департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Саадат Асансеитова отметила, что с предложением подписать соглашение о зоне свободной торговли с ТС уже выступили более 30 государств, в том числе такой гигант во всех смыслах как Индия (ранее, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также о заинтересованности в сотрудничестве с ТС и Турции). Однако подписать соглашение смогут далеко не все из них: ЕЭК рассматривает поступившие предложения и подвергает оценке целесообразность их заключения и возможную выгоду от этого.
Тем не менее, по словам Саадат Асансеитовой, переговоры о зоне свободной торговли уже идут с Европейской ассоциацией свободной торговли, членами которой являются не входящие в ЕС Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, а также с Вьетнамом и Новой Зеландией. Кроме того, уже подписаны меморандумы о сотрудничестве Таможенного союза с Китаем и Украиной. Не исключила Саадат Асансеитова и предоставление в скором времени статуса наблюдателя в организации Киеву.
Более того, уже во всю идет включение в Таможенный союз Армении и Кыргызстана. Так, дорожная карта об интеграции с Кыргызстаном уже разработана и будет представлена на заседании Евразийского интеграционного союза 24 декабря в Москве. По словам Саадат Асансеитовой, также находится в высшей степени готовности (источник в российской делегации, сопровождавшей Владимира Путина в Ереван, заявлял, что дорожная карта с Арменией будет подписана 24 декабря).
Представитель ЕЭК также заявила, что ТС не собирается останавливаться на достигнутом и готов включить в свой все новых членов. "Мы открыты для присоединения", - сказала она.
Между тем директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров считает, что за заявлениями о расширении ТС и проявляемом к нему интересу со стороны других стран, спрятаны серьезные внутренние проблемы и противоречия организации. При этом он отметил, что о желании того же Вьетнама присоединиться к Таможенному союзу говорилось уже давно. "Мне кажется, что это просто фасад, что все хорошо и идет экспансия Таможенного союза. Однако не обращается внимание на реальные проблемы и противоречия, которые существуют внутри Таможенного союза, в частности, наличие барьеров, противоречия внутри стран", - отметил он.
Кроме того, по словам эксперта, в целом слабо просматривается дальнейшая перспектива объединения на чисто экономических, прагматических основаниях, "если отсюда изымать логику энергозависимости от России, имеющей новые имперские амбиции по возобновлению контроля над странами бывшего Советского Союза". "Поэтому пока это просто заявления, пытающиеся создать впечатление, что внутри Таможенного союза все благополучно", - считает аналитик.
А то, что не все в порядке в Таможенном союзе с расширением, свидетельствуют и заявления белорусского президента Александра Лукашенко, который выступал в свое время против интеграции в ТС Кыргызстана, так и Армении.
"Нельзя рассматривать процесс роста Таможенного союза исключительно в терминах экономической прагматики, зоны свободной торговли или взаимовыгодных экономических отношений. Все это строится на абсолютно иной, обратной логике отношений. Поэтому решения Беларусь принимает не исходя из того, что включение в зону свободной торговли или Таможенного союза стран, имеющих проблемные анклавы, создаст какие-то препятствия для открытого перемещения товаров, капиталов и так далее. Все строится на основании совершенно другой логики - это вопрос цены: сколько Россия готова заплатить Лукашенко и Беларуси за то, чтобы он снял какие-то свои противоречия несущественного для Беларуси экономического характера. Ведь торговый оборот с тем же Кыргызстаном составляет мизерную долю для Беларуси и никакой существенной роли не играет", - подчеркнул Андрей Егоров.
Вместе с тем он не исключает, что "из чисто политических противоречий и желания выдоить из России как можно больше денег" белорусский президент может выступать против присоединения новых стран. "Вся логика этого объединительного процесса настолько выборочная и нечеловеческая, что нельзя исключительно рационально обсуждать все эти аспекты. поэтому вопрос будет заключаться в том, сколько Россия будет готова платить за соответствующие решения Лукашенко, соответствующую позицию и соответствующую лояльность. И насколько она будет готова отказаться от претензий к Беларуси, например, в связи с приватизацией", - считает собеседник.
Примечательно, что ранее и Александр Лукашенко, и Владимир Путин неоднократно заявляли о стремлении создать "интеграцию интеграций", которая бы включала как Таможенный, так и Европейский союз - "от Лиссабона до Владивостока". Однако события с Украиной показали, что одна страна не может одновременно сотрудничать и с ЕС, и ТС. "Или, или", - говорили в Москве, видимо забыв о своих прежних заявлениях.
Все дело в том, отмечает Андрей Егоров, "что подобные идеологические установки для публики очень сильно расходятся с реальными целями и реальной прагматикой". По его мнению, сегодня одновременное участие страны в этих двух интеграционных объединениях пока невозможно, поскольку они основаны на разных фундаментах. Так, ассоциация с ЕС предполагает создание зоны свободной торговли, достаточно открытое движение капиталов, людей, товаров, независимые судебные инстанции, которые разбираются в конфликтах хозяйствующих субъектов и так далее.
"А в наших системах государство сращено с хозяйствующими субъектами, все неоткрыто, отсутствуют независимая судебная система, все завязано на политические и идеологические вопросы. И это все делает невозможным слияние двух интеграционных объединений даже в плане экономических отношений, пока в странах лежащих на Восток от Европейского союза не будут произведены соответствующие реформы по европейскому образцу, не налажены нормальные, транспарентные отношения. В этом и состоит проблема, которая никак не может быть решена без реформ", - подчеркнул аналитик.