Официальный Минск пробует сформировать из диаспоры белорусское лобби
Власти в очередной раз вспомнили о существовании белорусов за рубежом. Парламент рассматривает проект закона «О белорусах зарубежья». Стоит отметить, что похожий законопроект уже рассматривался отечественными законодателями в далеком 2002 году, однако до принятия дело так и не дошло. Что же заставило вновь поднять эту тему из забытья?
Фактически на десятилетие государство благополучно законсервировало развитие отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом. Это направление во внешней политике отошло на второй план, все внимание было сосредоточено на решении проблем, периодически возникающих в отношениях то с Европой, то с Россией. В итоге многие вопросы, касающиеся белорусов зарубежья, уже давно находятся в подвешенном состоянии.
Кто такой белорус зарубежья?
До сих пор в отечественном законодательстве не сформулировано определение, кто же такой «белорус зарубежья», не определен статус этих лиц, а также — какими правами и обязанностями они обладают. Де-факто эти лица являются гражданами других государств и никакой юридической связи с Беларусью не имеют.
Но даже если не брать во внимание законодательный уровень, приходится констатировать, что работа с диаспорой должным образом не налажена. До сих пор не разработаны основополагающие принципы государственной работы с соотечественниками. Безусловно, власти способствовали проведению таких мероприятий, как съезды белорусов мира, участвовали в них, однако дальше заявлений о необходимости сотрудничества дело не шло.
Как отмечают сами представители диаспоры, государственной политике, направленной на работу с белорусами, проживающими за рубежом, не хватает скоординированности и целенаправленности.
В результате их потенциал государство не использовало, и, как показывает мировая практика, абсолютно зря. Например, благодаря налаженной работе с диаспорой таким государствам как Израиль и Армения удается решать многие внешнеполитические вопросы. Существование израильского и армянского лобби стало своего рода примером представления экономических и политических интересов государства на мировой арене.
Вероятно, что такого рода интерес присутствует и у белорусских властей. А потенциал огромный. Общая численность наших соотечественников, постоянно проживающих за границей, по разным оценкам колеблется от 2 млн. до 3,5 млн. Получается, что диаспора равна трети населения самой Беларуси, да и география организованной диаспоры достаточно широка: от России, США, Израиля до Аргентины.
Таким образом, предпосылки для развития сотрудничества государства с диаспорой существуют, но мяч на стороне белорусских властей.
Лобби сначала надо создать
Представляя законопроект «О белорусах зарубежья» в парламенте, заместитель министра иностранных дел ЕленаКупчина четко обозначила его необходимость и важность, а также дала понять, на какое сотрудничество надеются власти.
По словам заместителя министра, «Беларусь заинтересована в развитии отношений с людьми, любящими Беларусь, считающими себя белорусами. Наши соотечественники за рубежом — это серьезный ресурс для продвижения интересов нашей страны за рубежом». При этом Купчина подчеркнула, что сотрудничество с белорусской диаспорой «является важным политическим фактором».
Вопрос о конструктивном сотрудничестве с диаспорой уже поднимался. Так, министр культуры Борис Светлов в выступлении на VI Съезде белорусов мира в июле подчеркнул, что руководство страны рассматривает белорусскую диаспору в зарубежье как «неотъемлемую часть Беларуси».
Такая фразеология позволяет говорить о том, что у властей уже сформировались определенные цели-интересы. Вероятно, что пример других государств воодушевил белорусских чиновников на использование диаспоры в качестве одного из столпов внешней политики.
Цель развития сотрудничества с диаспорой — не просто предоставить какие-либо возможности и юридически закрепить статус белорусов зарубежья, а сформировать некое лобби, способное дополнить и усилить внешнюю политику. Это тот инструмент, который может быть полезным, когда не удается добиться своего при помощи официальных переговоров.
Но для того, чтобы использовать некое лобби, его, в первую очередь, следует создать, а до этого пункта белорусским властям далеко, как до Луны.
У государства плохой имидж и мало ресурсов
В свою очередь, чтобы работа с диаспорой начала давать нужный для белорусских властей эффект, необходимы условия, способные заинтересовать белорусов зарубежья развивать конструктивное сотрудничество и продвигать интересы страны за рубежом. Тут одним лишь законом не ограничишься.
Пусть проект закона и предусматривает меры, которые могут привести к положительным сдвигам (вводится четкое определение, какие группы людей могут быть определены как белорусы зарубежья, кроме того, планируется, что для них обязательный семилетний срок проживания в стране либо вообще отменят, либо сократят), однако этого недостаточно.
Во-первых, у Беларуси на мировой арене сложился достаточно негативный имидж: продвижение ее интересов может стать делом неблагодарным. Во-вторых, для создания белорусского лобби нужны либо ресурсы, либо те или иные возможности/условия внутри страны, способные заинтересовать белорусов зарубежья.
Несмотря на стойкое желание наладить сотрудничество с диаспорой для продвижения интересов страны на международной арене, на сегодняшний день маловероятно, что белорусские власти обладают необходимыми рычагами для привлечения внимания потенциальных лоббистов из диаспоры. Денег в казне все меньше, а возможности реализации тех или иных интересов на территории Беларуси ограничены самими же властями.
Никита БЕЛЯЕВ