В Беларуси совершенствуется тарифное регулирование ЖКУ и порядок оказания адресной соцпомощи
Источник материала: БелТА
05.12.2013 19:30
—
Новости Политики
5 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси совершенствуется тарифное регулирование жилищно-коммунальных услуг и порядка оказания государственной адресной социальной помощи населению. Соответствующий указ №550 "О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" глава государства подписал 5 декабря.
"Документом предусматриваются меры по совершенствованию тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг и порядка оказания государственной адресной социальной помощи населению, а также по предупреждению социального иждивенчества", – отметили в пресс-службе.
В целях расширения прав местных органов власти в вопросах ценообразования вносятся изменения в указ от 25 февраля 2011 года №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь". В частности, предусматривается передача полномочий по регулированию тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, от Совета Министров облисполкомам и Минскому горисполкому.
За Советом Министров сохраняется регулирование тарифов на услуги по газо-, электро- и теплоснабжению, платы за пользование жилыми помещениями в общежитиях государственных учреждений образования. Облисполкомам и Минскому горисполкому передаются функции регулирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, пользованию жилыми помещениями государственного жилищного фонда, кроме жилых помещений коммерческого использования, водоснабжению, канализации (водоотведению), пользованию лифтами (тарифы на вывоз и обезвреживание отходов уже регулируются ими).
Данные меры приняты для повышения ответственности местных исполнительных и распорядительных органов за состояние жилищно-коммунальной отрасли на региональном уровне, а также обеспечения сбалансированности объемов и источников возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг (платежи населения, бюджетное и перекрестное субсидирование).
В целях исключения существенного роста и значительного отличия в размере тарифов по областям их регулирование будет осуществляться облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минэкономики.
Контроль за изменением тарифов в размере не выше установленных предельных ограничений ($5 плюс индексация) будет осуществляться также Минэкономики.
Вносится ряд изменений в указ от 6 октября 2006 года № 604 "О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства".
Для компенсации организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, повышения по объективным причинам затрат и недопущения снижения окупаемости жилищно-коммунальных услуг предусмотрена индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
В целях повышения окупаемости жилищно-коммунальных услуг с учетом роста доходов населения указом устанавливается, что повышение субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется ежегодно с 1 января исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном $5 по среднегодовому значению обменного курса белорусского рубля к доллару США в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Беларуси на очередной финансовый год, в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв.м, при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг. Порядок расчетов указанных платежей и уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг будут определять Минэкономики, Минжилкомхоз, Минэнерго и Минфин.
Увеличение субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения выше роста платежей будет осуществляться по согласованию с Президентом Беларуси.
Также устанавливается, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежеквартально индексируются в течение финансового года в размерах, не превышающих фактически сложившегося индекса номинальной заработной платы по Республике Беларусь за предыдущий квартал. При этом предусмотрено, что индексация цен и тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию осуществляется Советом Министров Беларуси. На услуги по техническому обслуживанию, водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом – облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минэкономики. На услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов – облисполкомами и Минским горисполкомом.
В целях введения дополнительных мер, направленных на профилактику иждивенчества, вносится ряд изменений и дополнений в указ от 19 января 2012 года №41 "О государственной адресной социальной помощи".
В рамках системы государственной адресной социальной помощи (ГАСП) предоставляются пять социальных выплат, в том числе для малообеспеченных семей (граждан) – в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Выплата ежемесячного социального пособия позволяет поддерживать доходы малообеспеченных семей (граждан) на уровне минимальной социальной гарантии – бюджета прожиточного минимума.
Для обеспечения адресности социальной поддержки указом установлены определенные "фильтры", направленные на предоставление социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания только семьям (гражданам), нуждающимся в такой помощи по объективным причинам.
В этой связи вводятся ограничения по предоставлению ежемесячного социального пособия в отношении трудоспособных членов семьи (граждан), которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев являлись занятыми либо зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве безработных; а также которые, являясь безработными, в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы либо от прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Одновременно расширяется перечень оснований для отказа в предоставлении указанных социальных выплат семьям, повторно обращающимся за помощью, в которых трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, за исключением невыполнения такого плана по объективным причинам.
Указом уточняются условия предоставления ежемесячного социального пособия. Определяется, что оно предоставляется в том числе при реализации семьей права на получение в соответствии с законодательством социальных трансфертов, а также алиментов.
Кроме того, указом принимаются меры, направленные на совершенствование порядка предоставления ГАСП. В частности, увеличивается периодичность получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников с двух до четырех раз в течение календарного года при сохранении общего размера пособия. Поскольку расходы на приобретение подгузников требуют значительных денежных средств, а граждане не всегда располагают свободными финансовыми средствами, увеличение количества обращений за пособием повысит его доступность.
Вводится дополнительный способ выплаты ежемесячного и единовременного социальных пособий и социального пособия на подгузники для отдельных категорий нетрудоспособных граждан и семей – через организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий. Доставка социальной помощи на дом будет востребована одинокими инвалидами I, II групп и гражданами, достигшими 70-летнего возраста, родителями в неполных семьях, являющимися инвалидами I, II групп либо осуществляющими уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Кроме того, будут уточнены документы, представляемые гражданами для получения ГАСП, определенные в перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденном указом №200 от 26 апреля 2010 года.-0-
"Документом предусматриваются меры по совершенствованию тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг и порядка оказания государственной адресной социальной помощи населению, а также по предупреждению социального иждивенчества", – отметили в пресс-службе.
В целях расширения прав местных органов власти в вопросах ценообразования вносятся изменения в указ от 25 февраля 2011 года №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь". В частности, предусматривается передача полномочий по регулированию тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, от Совета Министров облисполкомам и Минскому горисполкому.
За Советом Министров сохраняется регулирование тарифов на услуги по газо-, электро- и теплоснабжению, платы за пользование жилыми помещениями в общежитиях государственных учреждений образования. Облисполкомам и Минскому горисполкому передаются функции регулирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, пользованию жилыми помещениями государственного жилищного фонда, кроме жилых помещений коммерческого использования, водоснабжению, канализации (водоотведению), пользованию лифтами (тарифы на вывоз и обезвреживание отходов уже регулируются ими).
Данные меры приняты для повышения ответственности местных исполнительных и распорядительных органов за состояние жилищно-коммунальной отрасли на региональном уровне, а также обеспечения сбалансированности объемов и источников возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг (платежи населения, бюджетное и перекрестное субсидирование).
В целях исключения существенного роста и значительного отличия в размере тарифов по областям их регулирование будет осуществляться облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минэкономики.
Контроль за изменением тарифов в размере не выше установленных предельных ограничений ($5 плюс индексация) будет осуществляться также Минэкономики.
Вносится ряд изменений в указ от 6 октября 2006 года № 604 "О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства".
Для компенсации организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, повышения по объективным причинам затрат и недопущения снижения окупаемости жилищно-коммунальных услуг предусмотрена индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
В целях повышения окупаемости жилищно-коммунальных услуг с учетом роста доходов населения указом устанавливается, что повышение субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется ежегодно с 1 января исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном $5 по среднегодовому значению обменного курса белорусского рубля к доллару США в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Беларуси на очередной финансовый год, в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв.м, при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг. Порядок расчетов указанных платежей и уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг будут определять Минэкономики, Минжилкомхоз, Минэнерго и Минфин.
Увеличение субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения выше роста платежей будет осуществляться по согласованию с Президентом Беларуси.
Также устанавливается, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежеквартально индексируются в течение финансового года в размерах, не превышающих фактически сложившегося индекса номинальной заработной платы по Республике Беларусь за предыдущий квартал. При этом предусмотрено, что индексация цен и тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию осуществляется Советом Министров Беларуси. На услуги по техническому обслуживанию, водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом – облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минэкономики. На услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов – облисполкомами и Минским горисполкомом.
В целях введения дополнительных мер, направленных на профилактику иждивенчества, вносится ряд изменений и дополнений в указ от 19 января 2012 года №41 "О государственной адресной социальной помощи".
В рамках системы государственной адресной социальной помощи (ГАСП) предоставляются пять социальных выплат, в том числе для малообеспеченных семей (граждан) – в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Выплата ежемесячного социального пособия позволяет поддерживать доходы малообеспеченных семей (граждан) на уровне минимальной социальной гарантии – бюджета прожиточного минимума.
Для обеспечения адресности социальной поддержки указом установлены определенные "фильтры", направленные на предоставление социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания только семьям (гражданам), нуждающимся в такой помощи по объективным причинам.
В этой связи вводятся ограничения по предоставлению ежемесячного социального пособия в отношении трудоспособных членов семьи (граждан), которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев являлись занятыми либо зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве безработных; а также которые, являясь безработными, в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы либо от прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Одновременно расширяется перечень оснований для отказа в предоставлении указанных социальных выплат семьям, повторно обращающимся за помощью, в которых трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, за исключением невыполнения такого плана по объективным причинам.
Указом уточняются условия предоставления ежемесячного социального пособия. Определяется, что оно предоставляется в том числе при реализации семьей права на получение в соответствии с законодательством социальных трансфертов, а также алиментов.
Кроме того, указом принимаются меры, направленные на совершенствование порядка предоставления ГАСП. В частности, увеличивается периодичность получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников с двух до четырех раз в течение календарного года при сохранении общего размера пособия. Поскольку расходы на приобретение подгузников требуют значительных денежных средств, а граждане не всегда располагают свободными финансовыми средствами, увеличение количества обращений за пособием повысит его доступность.
Вводится дополнительный способ выплаты ежемесячного и единовременного социальных пособий и социального пособия на подгузники для отдельных категорий нетрудоспособных граждан и семей – через организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий. Доставка социальной помощи на дом будет востребована одинокими инвалидами I, II групп и гражданами, достигшими 70-летнего возраста, родителями в неполных семьях, являющимися инвалидами I, II групп либо осуществляющими уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Кроме того, будут уточнены документы, представляемые гражданами для получения ГАСП, определенные в перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденном указом №200 от 26 апреля 2010 года.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)