Национальной безопасности Беларуси грозит мина замедленного действия
Вот они, особенности национальной кадровой политики: президент поставил во главе Совбеза генерала Александра Межуева, а комментаторы дружно заговорили о Викторе Лукашенко.
Действительно, когда месяц назад был переброшен с Совбеза на Госпогранкомитет Леонид Мальцев, одной из спекуляций стала такая: глава государства расчистил-де место для своего старшего сына, ныне помощника по национальной безопасности. Возможно, для старта операции «Преемник». А может, просто для лучшего контроля над силовыми структурами в связи с приближением выборов-2015, на которых бессменный президент намерен технически оформить очередной срок полномочий.
Должность — как минное поле
Эти прогнозы, как видим, не сбылись. Во-первых, и у главы государства, и у его старшего сына сегодня и так в руках все нужные ниточки. Во-вторых, а зачем дразнить гусей резонансным назначением? Сразу завопят недруги, примутся строчить щелкоперы: ага, видать, боится Батька какой-то измены или бунта из-за экономического обвала!
С одной стороны, госсекретарь Совбеза — фигура техническая, а не политическая; с другой же, эта должность — «как минное поле», отметил в комментарии для Naviny.byАндрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. Ну подумайте сами, «зачем главе государства отправлять своего сына на минное поле?».
И в самом деле, успехи на поприще национальной безопасности в глаза не бросаются (да и не обо всем скажешь). Ну что ты предъявишь электорату в качестве доказательства мощи отечественного войска? Не завоевывать же, прости господи, Вильнюс, эту Мекку белорусских националистов! А вот проколы силовиков, типа пресловутого плюшевого десанта шведов в июле прошлого года, сразу обретают скандальный резонанс.
К слову, Виктор Шейман, самый могущественный, по неформальным оценкам, из госсекретарей Совбеза, был смещен с этой должности после взрыва на праздничном концерте в ночь на 4 июля 2008 года (другое дело, что инцидент, возможно, стал лишь поводом).
Поротников не уверен, что генерал-майор Межуев с легким сердцем и огромным энтузиазмом переходит с поста главы парламентской комиссии на новую должность. Ведь «парламент — хорошее преддверие пенсии», а тут предстоит отвечать за почти двести тысяч силовиков и все, что связано с этим хлопотным хозяйством. Но, видимо, сказали: надо!
При этом эксперт считает, что генерал Межуев — подготовленный кадр: имеет опыт руководства большими коллективами, знает систему изнутри. То, что в недрах белорусского Совбеза может созреть какая-то измена — исключено, убежден Поротников. Кадры исключительно лояльные и вообще всё под колпаком.
Также не верит собеседник Naviny.by в операцию «Преемник»: «Александр Лукашенко слишком долго на своей должности, в таких случаях наступает профессиональная деформация, вырабатывается специфический взгляд на мир».
Аналитик отмечает признаки «комплекса мессианства», предполагает, что бессменный президент «сакрализует свою власть» и будет держаться за нее до последней физической возможности.
Ну и, в конце концов, для политической раскрутки было бы логичнее выдвинуть старшего сына в более публичную сферу, нежели национальная безопасность.
Россия готова взять оборону Беларуси на аутсорсинг
Принципиальный же вопрос, если отвлечься от персоналий, таков: в чем ныне состоят главные угрозы национальной безопасности и что в этом плане зависит от человека на посту главы Совбеза? Сразу отвечаю: практически ничего, будь он самый распрекрасный службист. А теперь расшифрую.
Вероятность, что нападет коварный монстр НАТО, коим долго пугала белорусов официальная пропаганда и на чем умело спекулирует, выбивая дотации у Москвы, белорусское руководство, на самом деле близка к нулю. Российский ядерный зонтик по-прежнему грозен, никто в Беларусь не сунется. Развитие событий по ливийскому варианту тоже исключено: нет здесь сил типа воинственных берберов и прочих, готовых разжечь гражданскую войну в надежде на удар западников.
Но благодушествовать правящей верхушке не приходится. Оборонная сфера деградирует, у государства банально недостает денег на модернизацию армии, причем не только на покупку новой техники, но и на апгрейд старой, отмечает военный аналитик Александр Алесин.
Приходится просить помощи у России, но эта помощь — как троянский конь. Москва готова прийти на белорусскую землю со своей боевой техникой и своими кадрами. Тамошние военные сразу ухватились за проект создания российской авиабазы в Лиде.
А там, глядишь, еще пара таких баз, бригада «Искандеров» — и через какое-то время белорусские военные в собственном Отечестве оказываются де-факто на вторых ролях. Отдав изрядный кусок национальной обороны на аутсорсинг России, и сам главнокомандующий рискует превратиться в довольно декоративную фигуру.
Не потому ли вопрос о базе в Лиде в последнее время как-то подозрительно завис? Хотя, помнится, российские военные обещали, что уже к концу нынешнего года первое звено их истребителей заступит здесь на боевое дежурство.
Вместо модернизации — деградация
Лукашенко прекрасно понимает скрытые угрозы с востока. И, по крайней мере, старается не продешевить, идя на уступки по части военного сотрудничества.
Пока, очевидно, есть трения. Москва урезала поставки нефти в нынешнем году и не торопится давать богатый нефтяной баланс на год будущий. К тому же, похоже, не собирается отменять с 2014 года экспортную пошлину на нефтепродукты, что дало бы белорусской казне четыре миллиарда долларов и о чем настоятельно просил недавно Лукашенко.
Если же смотреть шире, то вопрос национальной безопасности Беларуси обостряется из-за неспособности ее руководства преодолеть наркотическую дотационную зависимость от России.
В итоге «проблема упирается в систему управления государством», считает Андрей Поротников. Настоящая модернизация страны, по его словам, невозможна при нынешней политической системе, так как блокируется, в частности, вопрос перераспределения собственности.
Действительно, нынешние украинские события показывают, что может быть, когда в стране есть группы людей с большими капиталами и политическими амбициями. Лукашенко такие эксперименты не нужны, он будет все держать в железном кулаке.
А это означает, что вместо модернизации перспектива страны — деградация. Это и есть мина замедленного действия под нашу национальную безопасность. Сегодня порох еще есть, а завтра-послезавтра, глядишь, обнищавшую синеокую республику можно будет взять едва ли не голыми руками.
Александр КЛАСКОВСКИЙ