Профосмотр Беларуси. Чиновники и галлюцинации
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Беларусь больна. И это, к сожалению, не новость. Нам кажется, что общественная болезнь постоянно прогрессирует. Речь пока не идет о возможном летальном исходе, но при дальнейшем развитии болезнь может стать хронической, а разрушительные процессы внутри белорусского организма — необратимыми.
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». В проекте «Беларусь: анализы» мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.
Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение.
Евгений Прейгерман |
Отделение политики
Анамнез. Неожиданно для многих в Беларуси случилась «реформа» системы государственного управления. Говорили о ней почти весь прошлый год, а 1 октября 2012 г. даже была создана специальная государственная комиссия под руководством Андрея Кобякова и Натальи Петкевич. И вот 12 апреля Александр Лукашенко подписал указ № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников».
Правда, громким словом «реформа» произошедшее назвать сложно. Никаких существенных изменений на уровне структуры правительства и тем более функций системы госуправления указ не привносит. Главным образом, он направлен лишь на реализацию задания президента по сокращению численности работников государственных органов и организаций на 25%. При этом численность чиновников теперь регламентируется приложением, которое почему-то закрыто для общественности грифом «для служебного пользования».
А некоторые положения указа сформулированы очень противоречиво и неконкретно. К примеру, из документа сложно понять, что же ждет силовой блок. В начале указа говорится о том, что на силовиков он не распространяется, а в конце — о том, что до 1 июня госсекретарь Совета безопасности должен доложить об оптимизации структуры и сокращении численности работников силового блока.
Диагноз. Все произошло по наиболее поверхностному сценарию, о рисках которого мы предупреждали еще в декабре 2012 г. Разговоры о реформе вызвали активные дискуссии внутри и за пределами «вертикали власти», однако этим все и закончилось.
Руководство страны элементарно боится делать шаги, которые могут нарушить сложившиеся устои власти. Боится, что большие перемены могут привести к неконтролируемым процессам. Поэтому оно пошло по пути наименьшего сопротивления с одной лишь целью: повысить зарплату и статус госслужащего. Это необходимо для того, чтобы прекратить отток лучших кадров, а также обеспечить лояльность чиновников в не самых благоприятных экономических условиях.
В то же время только ленивый не обращал внимание на действительно главную проблему системы госуправления Беларуси — функции. Научно-исследовательский экономический институт при Министерстве экономики подготовил целый доклад для того, чтобы показать избыточность этих функций, которые часто дублируются и создают конфликты интересов внутри государственных структур.
Но в указе № 168 вопрос о функциях остался без ответа. Авторы документа ограничились лишь одной неконкретизированной и пустой фразой: внести изменения и (или) дополнения в положения о республиканских органах государственного управления в целях оптимизации их функций.
Лечение. Можно лишь в очередной раз констатировать: неверной дорогой идете, товарищи! И прописать успокоительные ванны и утреннюю медитацию на свежем воздухе. В рабочее время — размышления о действительно важных проблемах системы госуправления.
Антон Болточко |
Отделение экономики
Анамнез. Прошедшая неделя была щедра на статистические данные о состоянии экономики в первом квартале 2013 г. Во-первых, валовой внутренний продукт вырос на 3,5%, а инвестиции в основной капитал показали прирост на 12,5%. Во-вторых, индекс потребительских цен замедлился в марте и по итогам трех месяцев составил 5,4%. А Нацбанк одновременно нарастил денежную массу и золотовалютные резервы.
Диагноз. Если в прошлом году основной прирост ВВП был обеспечен промышленностью и строительством, то в текущем году и та, и другая отрасль просели. Вызвано это отказом от растворительно-разбавительной эйфории (за счет экспортной схемы в прошлом году в промышленности образовалась высокая база сравнения для текущего года) и сокращением финансовой поддержки строительства.
ВВП растет за счет торговли и чистых налогов. При этом правительство продолжает реализовывать план «модернизации» (технического перевооружения), на что указывает рост инвестиций в основной капитал. Судя по всему, вера в возможность таким вот образом повысить конкурентоспособность отечественной промышленности не слабеет.
Инфляция предсказуемо замедляется. А.Лукашенко распорядился, чтобы цены не росли. Но под вопросом остается реальность такого показателя инфляции. Ведь с каждым месяцем усиливается расхождение в динамике роста индекса потребительских цен (ИПЦ) и цен на товары и услуги, не входящих в корзину базового ИПЦ. Это вполне может оказаться статистическим обманом.
Показатель рублевой денежной массы М2 за март увеличился на 2,3%, а с начала года — на 5,1%. При этом Нацбанк сократил денежную базу (денежная эмиссия), что означает: денежная масса увеличивается за счет возрастающих депозитов. Это подтверждается ростом рублевых депозитов населения, которые выросли за март на 8,6% (за январь-март увеличились на 24,6%), составив на 1 апреля 30,25 трлн. рублей. Таким образом, белорусы пытаются запрыгнуть в вагон уходящего поезда — поиграть в рулетку с белорусской банковской системой.
Предложение валюты на валютном рынке сохраняется на высоком уровне, что позволяет Нацбанку пополнять свои резервы. Продажа валюты со стороны предприятий объясняется вымыванием оборотных средств из-за снижения спроса и соответствующего роста складских запасов (на 1 апреля запасы составили 79,7% к среднемесячному объему производства). Нехватка средств для текущей деятельности заставляет предприятия использовать свои накопления — депозиты субъектов хозяйствования в иностранной валюте сократились за февраль на 86 млн. долларов.
Лечение. Властям пора задуматься не столько о «модернизации», сколько о структурной перестройке экономики. Сингапур, из которого недавно вернулся глава государства, может быть хорошим примером.
Никита Беляев |
Отделение права
Анамнез. Депутаты начали работу по рассмотрению изменений и дополнений в закон «О здравоохранении». По словам законодателей, нормативный акт претерпит значительные изменения. Предполагается дополнить закон 8 новыми статьями, а 7 действующих статей изложить в новой редакции.
Так, предусматриваются следующие новшества: введение новых видов медицинской помощи, повышение ответственности пациентов, поправки в статью о врачебной тайне и др. Таким образом, белорусскую медицину ожидают если и не реформы, то определенная корректировка системы. Вот только пока неясно, в каком же это будет направлении.
Диагноз. Повышенное внимание законодателей к медицинской теме обосновано большим количеством проблем, накопившихся в отрасли.
С одной стороны, здравоохранение добилось множества успехов: внедрение новых методов лечения, снижение уровня детской смертности, улучшение материально-технической базы республиканских больниц.
Однако ряд проблем как медицинского, так и административного характера не был решен, что привело к снижению качества и доступности отечественной медицины. Это подтверждается как бытовыми примерами, так и низкой средней продолжительностью жизни в стране.
Если судить по заявлениям А.Лукашенко, сделанным в январе-феврале 2013 г., руководство страны осознало необходимость изменений в системе здравоохранения. Но, судя по всему, кардинальных изменений, таких как переход к полностью платному здравоохранению и введение системы медицинского страхования, ожидать не следует.
Кроме того, руководство страны не раз негативно высказывалось о радикальных реформах в сфере здравоохранения. Да и не стоит забывать, что кардинальные преобразования в медицинской отрасли невозможны без реформирования других сфер. В первую очередь это касается сферы социального обеспечения граждан, образования (медицинского в частности) и системы государственных расходов. На такие всеобъемлющие реформы у государства сегодня нет ни средств, ни политической воли.
Лечение. Возможным компромиссным вариантом для властей могут стать изменения, направленные на экономию средств и снижение государственных затрат. Это означает, что власти пойдут по пути увеличения количества платных медицинских услуг, перераспределения целей и приоритетов системы здравоохранения. На наш взгляд, такие меры позволят лишь заткнуть дыры в бюджете системы здравоохранения. Для исправления ситуации властям все же стоит задуматься о страховой медицине. Также стоит присмотреться к опыту стран, прошедших через реформирование этой отрасли. Так, широко распространенный институт семейного доктора вполне мог бы прийти на смену участковым врачам.
Отделение социологииВасилий Корф
Анамнез. Опрос общественного мнения, проведенный НИСЭПИ в марте текущего года, показал, что белорусы еще весьма далеки от либеральных представлений о функции государства.
Относительное большинство общества придерживается умеренных взглядов: 43,6% опрошенных считают, что государство должно обеспечивать всем гражданам определенный минимум, а тот, кто хочет получать больше, может добиваться этого сам.
Достаточно много среди белорусов нашлось и сторонников государственного обеспечения полного равенства — 35,6%.
Еще 14,2% убеждены, что государство обязано помогать только слабым и беспомощным. А вот доля тех, кто выступает за невмешательство власти в дела общества, составила всего 4,1%.
Но крест на либеральности нашего населения поставил вопрос о том, «что важнее для Беларуси». Примерно 60% населения на первое место выдвинуло хороших руководителей. И только 33% считают, что для нашей страны, в первую очередь, необходимы хорошие законы.
Диагноз. Интересно, что и крайние либералы, и сторонники государственного покровительства в равной мере возлагают надежду на людей, а не на законы.
Даже если разделить общество на две группы — сторонников Александра Лукашенко и так называемых «евробелорусов», то и среди них большинство отдает предпочтение именно хорошим руководителям.
Этот факт хорошо демонстрирует ценности, которые лежат в основе белорусской политической культуры.
Какими бы ни были взгляды населения на будущее страны, на путь развития экономики и необходимость перемен, большинство видит единственный выход в опоре на сильную власть.
Такое единодушие во взглядах свидетельствует о том, что хотя многих нынешнее руководство не устраивает, они все равно разделяют его политическую философию.
Лечение. Уровень развития политической культуры белорусов зависит от множества факторов, которые, зачастую, не поддаются влиянию.
Как показывают исследования, белорусские граждане готовы выбирать альтернативу, но эта альтернатива в чем-то должна быть похожа на действующую власть.
И здесь есть о чем задуматься белорусским политикам.
Вадим Можейко |
Отделение культуры
Анамнез. Один месяц остался до официальной премьеры художественного фильма «Жыве Беларусь», посвященного современным армейским и политическим реалиям Беларуси. Фильм снят в Польше, но тесно связан с белорусскими культурой и кинематографом. Так, соавтором сценария фильма является белорусский политический и гражданский активист Франак Вячорка, а практически все роли исполняют белорусские актеры.
В открытом доступе уже появились официальная афиша и саундтрек — клип на песню Лявона Вольского «Краіны няма».
Интересным жизненным (но, получается, и рекламным) моментом является ситуация с актером и музыкантом Vinsent’ом, исполнителем главной роли в фильме. Похоже, он повторяет судьба своего персонажа: в Беларуси ему отменяют отсрочку и хотят призвать в армию.
Диагноз. Понятно, почему такой фильм не мог быть сегодня снят на территории Беларуси. И это печально, ведь не у всех есть польские бюджеты. Будь в белорусской культуре меньше творческих ограничений — отечественные кинематографисты творили бы свободнее и результативнее.
Есть все основания полагать, что в польском прокате у фильма будут хорошие сборы, чего совсем нельзя сказать о прокате большинства белорусских фильмов в Беларуси.
Что же касается информации про Vinsent’а, то если она подтвердится — это будет замечательным примером того, насколько абсурдна ситуация в современной Беларуси и насколько реалистично кино «Жыве Беларусь».
Лечение. В условиях острой нехватки творческой свободы, кинематограф Беларуси не способен выпускать фильмы, которые могли бы сформировать имидж современной Беларуси убедительнее, чем это сделано в «Жыве Беларусь».
Очевидно, что это совсем не может радовать власти. После 19 мая, вероятно, еще прозвучат слова про очередную «фальшиуку, сделанную у Польше». Однако если официальный Минск захочет дать симметричный ответ и президент поручит снять совсем другой «национальный фильм», то что-либо достойное у «Беларусьфильма» вряд ли получится. Творчество из-под палки получается невзрачным и неубедительным.
Ну а давление на актеров за исполнение ими «не тех» ролей — это просто глупо. Ведь единственным результатом этого будет невозвращение на родину Vinsent’а, молодого талантливого актера и музыканта.