Для модернизации нужны конкретные механизмы

Источник материала:  

На состоявшемся в марте расширенном заседании Совета Министров с участием Главы государства основное внимание было обращено на снятие всевозможных препон для повышения эффективности работы во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, по одной из которых мне хотелось бы высказать имеющиеся суждения.


Реально сложившаяся сегодня ситуация в промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье для решения задач, стоящих перед отраслью, по значительному повышению конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках требует системного, комплексного решения целого ряда проблем, среди которых определяющими, на наш взгляд, являются:


1) Создание производственно–продуктовых объединений в виде холдингов, акционерных обществ, включающих в себя сельскохозяйственные предприятия, производящие сырье (мясо, молоко, овощи, фрукты и т.д.), предприятия, перерабатывающие это сырье, и разветвленную сеть реализации.


Такая схема позволит снять наиболее существенные вопросы, не позволяющие сегодня иметь высокоэффективное производство, а именно: обеспечить взаимную заинтересованность в конечных результатах работы, т.к. акции предприятий — переработчиков сырья, торговли будут находиться в собственности хозяйств, производящих это сырье, и наоборот — часть акций хозяйств будет в собственности предприятий переработки и торговой сети.


В результате такого экономического и организационного слияния будет достигнуто:


 полное единение усилий на конечный результат;


 значительное сокращение себестоимости продукции, в т.ч. и за счет ухода от промежуточных налогов;


 наиболее эффективное использование получаемой прибыли, по решению акционеров направляемой на решение важнейших для всей цепочки предприятий задач;


 возможность ежегодной корректировки видов возделываемых овощных культур на основании маркетинговой проработки в межсезонье с целью обеспечения полной реализации впоследствии произведенной продукции;


 возможность взаимовыгодного сотрудничества с обслуживающими банками через кредитование в межсезонье по сниженным процентным ставкам на приобретение семян, удобрений, ГСМ и последующим делением полученной прибыли;


 необходимо уйти от хронического обмана по весу, качеству, сортности, который перерабатывающие предприятия используют для покрытия всех своих внутренних потерь и брака;


 в значительной степени упорядочить и регулировать рост цен на всех этапах цепочки — от цен на с/х продукцию (сырье) и до розничных в магазине;


 такому мощному объединению значительно легче пробиться на внешние рынки, сертифицировать продукцию по международным стандартам, создавать свои торговые дома;


 появляется реальная возможность за счет продажи части акций вплетаться в международные продуктовые цепочки с известными брэндами, организованной маркетинговой и сбытовой сетью, и через это получить доступ к новейшим техническим и технологическим разработкам, оборудованию, что даст возможность своевременного технического перевооружения, в т.ч. и по льготным кредитам банков, включая и иностранные.


Это далеко не полный перечень тех преимуществ, которые дает предлагаемая схема. В нее, естественно, могут входить и фермерские хозяйства, малые перерабатывающие предприятия, личные подсобные хозяйства.


По моему глубокому убеждению, это одна из немногих схем организации производства, переработки и реализации с/х продукции, которая имеет абсолютную длительную перспективу и устойчивость в агрессивных рыночных условиях. Более того, в условиях существующего в стране механизма государственного и хозяйственного управления она может быть реализована после тщательной проработки и взаимоувязки всех составляющих в максимально сжатые сроки.


Выхода на эту, более высокую, степень коопе
рации требует и то обстоятельство, что за последнее десятилетие в развитие и модернизацию села и отраслей переработки с/х продукции вложены огромные, в основном государственные (читай: народные) средства. Любой, даже малый сбой в работе одного из звеньев незамедлительно приведет к потере или объемов производства, или переработки, или качества, росту себестоимости и, как результат, снижению конкурентоспособности и росту импорта.


Что необходимо сделать для реализации этой схемы?


а) Принять государственное решение о необходимости при создании холдингов включать в них все звенья от земли, сырья, кормов и т.д., о чем говорил недавно в одном из своих выступлений Глава нашего государства.


б) Преобразовать СПК в акционерные общества, приведя их в единую форму хозяйствования с предприятиями переработки, в обязательном порядке распределив часть акций работающим и работавшим в СПК, тем самым сняв еще одну вековую несправедливость, когда человек, всю жизнь отработав в хозяйстве, в т.ч. и руководителем 20 и более лет, после ухода на пенсию практически не имеет возможности получать материальное стимулирование за вклад в развитие хозяйства.


в) Совершенно конкретно определить механизм функционирования государственного заказа, в первоочередном порядке для сельскохозяйственных предприятий, утвердив цены и систему оплаты за объемы продукции, продаваемой по госзаказу, и материальное стимулирование объемов сверх госзаказа. Конечно, в увязке с экономическими условиями хозяйствования, направив на эти цели средства многотриллионного фонда поддержки сельхозпроизводителей. Это позволит:


 осуществлять господдержку хозяйств только через объемы продаваемой продукции;


 вернуть нормальную экономическую заинтересованность хозяйствующих на земле;


 уйти от негодной традиции централизованного обеспечения за счет фонда поддержки сельхозпроизводителей хозяйств удобрениями, средствами защиты, ГСМ и т.д. путем выдачи и погашения кредитов заготовительным и перерабатывающим организациям, что в конечном итоге приводит к значительному росту отпускных и розничных цен, т.к. стоимость обслуживания кредита включается в затраты по производству;


 даст возможность наиболее эффективной реализации остающейся сверх госзаказа продукции, тем самым постоянно укреплять экономику хозяйства и повышать благосостояние работающих, уменьшить кредитную зависимость.


Ясно, что принятие решения об использовании вышеназванных средств по предложенной схеме вызовет яростное сопротивление чиновников всех уровней, и прежде всего республиканского. Будут найдены десятки «аргументов» против, т.к. непросто отказаться от падающих на тебя брызг из кормушки централизованного обеспечения, но иного пути нет.


2) Для повышения эффективности работы перерабатывающей промышленности назрела необходимость четко определить и утвердить механизм поддержки экспорта их продукции, включающий страхование экспортных рисков, возможные льготы, в том числе вопросы возврата НДС, механизма tax free и ряд других.


Очевидна нестыковка существующей сегодня ситуации, когда направленная государственная политика антиалкогольного оздоровления населения соседствует с доводимыми прогнозными увеличивающимися показателями по производству спирта и ликеро–водочных изделий. Более того, рассматривается, по нашей информации, в Правительстве возможность выдачи лицензий частным лицам на производство спирта, что не сулит ничего хорошего ни официальному рынку спиртного, ни оздоровлению населения.


В конечном итоге очевидно одно: отрасль, имеющая глубокие традиции, приносящая в страну значительную долю валюты, обеспечивающая занятость многим тысячам работающих, нуждается в комплексном рассмотрении на уровне правительства и выработке мер, обеспечивающих длительную перспективу ее устойчивого развития в составе всего хозяйственного комплекса страны.


Анатолий ГЛАЗ, кандидат экономических наук.


Могилев.

←Обзор важнейших событий 9 апреля 2013 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика