Станислав Шушкевич: мы не убивали СССР
Станислав Шушкевич, первый руководитель независимой Беларуси, а ныне оппозиционный политик, 9 декабря в Могилеве на встрече с общественностью, приуроченной к 21-й годовщине подписания Беловежских соглашений, сделал несколько заявлений, которые отражают его видение жизни страны после 8 декабря 1991 года.
В частности, Станислав Шушкевич заявил, что Советский Союз умер за три месяца до того, как были подписаны Беловежские соглашения, пишет БелаПАН.
"Когда мы собрались там, то ни у кого в голове не было мысли писать, что Советский Союз умер", — рассказал экс-спикер белорусского парламента.
По словам Шушкевича, когда они с Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком стали обсуждать ситуацию, то поняли, что Советский Союз умер в августе 1991 года. "Почему умер? Потому что государство перестало быть управляемым. Например, из Москвы направлялись во Владивосток деньги, и они где-то терялись по дороге, и никто не мог найти концы", — отметил политик.
Западные политики – Франсуа Миттеран, Джордж Буш-старший, Гельмут Коль – в один голос говорили, что в Советском Союзе не надо идти по пути сепаратизма, не надо делиться на части, сообщил Шушкевич. "Они боялись, что если это государство разделится на части, то это будет страшно, ведь будет много этих частей с ядерным оружием", — пояснил он.
По словам Шушкевича, в ноябре 1991 года Джордж Буш-старший приезжал в Киев и заявил, что США не будут признавать сепаратистов и будут поддерживать единое государство Советский Союз.
"Мы со своей стороны собрались и подумали: что нас разделяет на части? А то, что в этом государстве хотят одинаковыми методами управлять и якутским оленеводством и хлопководством в Узбекистане. Все республики без исключения к тому времени приняли декларации о независимости. Они заявили, что не хотят иметь опеку "старшего брата". И Российская Федерация, "старший брат", также заявила, что она хочет быть самостоятельной, потому что была уверена – ее раздирают на части и доят все остальные", — вспоминал Шушкевич.
По его словам, руководители трех славянских советских республик собрались в Вискулях, чтобы решить, каким образом обеспечить тепло в домах и на предприятиях.
"Ибо мы все стремились к рыночной экономике, к справедливости, а рыночная экономика – это значит покупать по той цене, по которой договоритесь. А денег у нас в Беларуси не было. Значит, как бы хотим идти к рынку, но должны отступить, так как иначе останемся холодными и голодными. Кредиты нам еще не давали, потому что не было доверия, хоть мы и объявили себя самостоятельными. И тут мы решили констатировать на бумаге то, что происходило. Решили, что надо строить, а не разрушать. Решили, что то, что фактически разрушено, мы объединим так крепко, как сможем, и создали Содружество Независимых Государств, и подписали этот документ", — расскаазал Станислав Шушкевич.
Он также напомнил, что спустя две недели после Беловежских событий в Алма-Ате к подписанным соглашениям присоединились все остальные республики бывшего СССР. "Кроме Грузии, а прибалты уже давно отошли", — констатировал политик.
Однако, исторический путь новоиспеченных независимых государств сложился так, что созданное в декабре 1991 года Содружество превратилось в содружество диктатур, сказал Станислав Шушкевич.
"Диктатура не только у нас, но и в других странах СНГ. Абсолютный диктатор на все времена Назарбаев, абсолютные диктаторы Керимов, Алиев. Либо это историческая необходимость, либо мы уже не воздействуем на исторические процессы, которые происходят в этих государствах", — предположил политик.
По мнению Шушкевича, "ментальность наших людей не созрела для жизни в демократический стране". Огромная доля вины в этом, считает он, лежит на интеллигенции: "Мы перестали быть белорусской интеллигенцией. Иногда у нас возникает вопрос, что важнее – демократия или национальная независимость. Нельзя разделять этот вопрос. Одно без второго невозможно. В независимом государстве можно строить демократию, а зависимое будет строить то, что скажет тот, от кого оно зависит".
Оппозиционный политик, лидер Белорусской социал-демократической Грамады, представил на встрече свою недавно изданную в Москве русскоязычную книгу "Моя жизнь, крушение и возвращение СССР".
"Я хотел ее издать на белорусском языке в Беларуси. Но здесь, когда один издатель захотел ее издать, ему сказали, что эта книга будет последней, которую он захочет издать, и все равно не издаст", — рассказал экс-спикер Верховного совета Беларуси. В Москве же, добавил Шушкевич, книга, которая является смесью мемуаров и анализом того, что сейчас происходит в Беларуси, вышла без каких либо правок.
Владимир ЛАПЦЕВИЧ