Реформа органов госуправления: кому это надо?
Одной из самых значимых тем белорусского информационного дискурса 2012 года, безусловно, станет затеянная Александром Лукашенко реформа государственного управления. На этот раз власти решили перейти от риторики к действиям.
Так, разрабатывать концепцию реформирования этой сферы поручили специально созданной государственной комиссии во главе с руководителем Администрации президента Андреем Кобяковым. Итоговый документ должен появиться к 30 декабря. Что получится в результате — не совсем ясно.
Пока же главным для независимых экспертов является вопрос о возможности государственных органов полноценно реформировать самих себя. Учитывая замкнутость системы и нежелание идти на коренные перемены, сделать это будет крайне сложно. Кроме того, у государственного аппарата отсутствуют уже готовые пути комплексного реформирования.
Необходимые наработки есть у гражданского общества. Так, варианты реформы разрабатываются в рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Свой взгляд на проблему реформирования государственного управления в стране предложили эксперты общественного объединения «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» в рамках аналитической записки «Альтернативный взгляд на реформу системы государственного управления в Беларуси».
Важным аспектом этой работы является то, что в качестве соавторов выступили представители государственных органов. Для Беларуси это редкий пример совместной работы людей из государственных структур и независимого экспертного сообщества.
Это означает, что сотрудничество между чиновниками и третьим сектором возможно. Кроме того, совместная работа госслужащих и независимых экспертов показывает, что существует определенный нераскрытый реформистский потенциал среди государственных служащих.
По мнению авторов, главная задача этого исследования — максимально четко показать взгляд на реформу со стороны, обозначить многочисленные риски, которые будут сопровождать процесс реформирования, и предложить свой вариант реформы.
Однако проблема любых реформистских начинаний в Беларуси заключается в отсутствии осознания реальных проблем в отрасли. Для того чтобы реформа была эффективна, необходимо ответить на вопрос: что в системе работает не так и почему она нуждается в изменениях?
Вроде бы и независимые эксперты, и руководство страны сходятся во мнении, что на сегодняшний день белорусская система государственного управления неэффективна, а многие решения нецелесообразны.
Но проблема заключается в том, что понимание эффективности и целесообразности у государства и гражданского общества совершенно разные. Для власти эффективность — это в первую очередь исполнение программных показателей, таких как ВВП, рост экспорта и достижение уровня средней заработной платы в 500 долларов. Для независимых экспертов таким показателем является функционирование государственного управления на основе рыночных принципов.
По мнению авторов аналитической записки, такая точка зрения властей может завести объявленную реформу государственного управления в тупик.
Согласно исследованию «Либерального клуба», одним из основных рисков для реформы является ее спонтанность и непродуманность. Кроме того, не исключено, что в существующей системе реформа станет средством ведения борьбы между группировками и сведения счетов, но не приведет к реальному улучшению работы госаппарата.
Авторы подчеркивают: в нынешних условиях достаточно высока вероятность того, что реформа может свестись к сокращениям. Однако сокращение штатов даже на 25-30% не даст большого эффекта.
Во-первых, главной проблемой белорусской системы государственного управления являются не раздутые кадры, а недопустимо раздутые функции государства. А во-вторых, эффект экономии от провозглашенных сокращений сомнителен.
Так, сэкономить по данным, приводимым в аналитической записке, получится лишь 108 млн. долларов, да и то экономический эффект от предполагаемых сокращений будет отложен во времени, ведь уволенные чиновники, согласно трудовому законодательству, получат по три среднемесячных зарплаты в качестве выходного пособия.
Свое видение выхода из ситуации «Либеральный клуб» представил в виде двух вариантов реформ.
Шаги по реформированию, предложенные в первом варианте, ориентированы на существующие условия. По сути, авторы выработали те меры, которые, исходя из реалий, могут быть применены белорусскими властями уже сегодня. Среди них наиболее необходимыми, по мнению исследователей, являются:
- борьба с коррупцией путем:
• отмены существующих ограничений для института общественного контроля;
• развития электронного правительства;
• проведения независимых социологических исследований, касающихся качества государственного управления.
- повышение эффективности работы государственного управления путем:
• разработки и внедрения новой методики оценки работы государственных органов;
• создания критериев оценки качества предоставляемых государством услуг;
• развития института стратегического планирования.
- уменьшение функций государственных органов через изменение ряда нормативных актов путем:
• создания антимонопольного органа;
• уменьшения влияния государства на ценовую политику;
• ограничения льготирования некоторых субъектов хозяйствования.
Стоит отметить, что предложенные меры в большинстве своем уже разработаны государственным аппаратом и содержатся в законопроектах, механизмы внедрения также предусмотрены. Властям остается только это реализовать.
Однако не факт, что руководство страны готово пойти даже на эти некритичные для властей шаги.
Второй вариант реформ, как подчеркнули авторы исследования, рассчитан на будущее, когда в Беларуси станут возможными полноценные и глубокие системные реформы. В рамках этого варианта важно, чтобы преобразование структуры государственного аппарата, с одной стороны, максимально способствовало проведению быстрых и качественных рыночных реформ, а с другой стороны, более всего соответствовало бы новой экономической модели страны.
В этом варианте основное внимание уделено преобразованию сектора государственных расходов. Главной целью реформы государственного управления, по мнению исследователей, должно стать сокращение численности чиновников с одновременным сокращением количества выполняемых функций для реализации принципа «малого государства».
Это подразумевает уменьшение доли государства в экономике через сокращение госрасходов и увеличение частного сектора, что ведет к повышению эффективности использования экономических ресурсов страны. Кроме того, сокращение количества функций государства позволяет решить проблему рентоискателей и лоббистов.
Никита БЕЛЯЕВ