Собственность требует ответственного подхода
Государство обязано быть эффективным собственником. Такая необходимость диктуется не только и даже не столько чисто экономическими мотивами. Есть миссия поважнее: стоять на защите прав и интересов своих граждан. А одно из ключевых прав человека — на труд. Он должен быть достойным и адекватно вознаграждаться. Государство это гарантирует и должно обеспечивать эту гарантию везде, где присутствует, — то ли на предприятиях, принадлежащих ему полностью, то ли в акционерных обществах, где оно имеет долю. Люди-то все равны. В этом я увидел лейтмотив совещания у Президента по вопросу совершенствования управления государственными акциями.
По форме — акциями, по существу — имуществом. Ведь достойные труд и оплата возможны только на эффективно работающих предприятиях. Это прямая забота госпредставителей в 1.738 белорусских ОАО. И Президент четко изложил критерии оценки их деятельности:
— Система управления госсобственностью является результативной только в том случае, если, во–первых, акционерные общества решают общегосударственные задачи, сконцентрированы на обеспечении социально–экономического развития страны, продовольственной, экологической, информационной безопасности, а не замыкаются на узкокорпоративных интересах; во–вторых, работают прибыльно, с хорошей рентабельностью; в–третьих — мобильно реагируют на изменение конъюнктуры рынка...
Однако не везде работа строится в такой системе координат. И даже в обществах, где государство имеет контрольный пакет, выделил Александр Лукашенко, порой царят самоуспокоенность и иждивенчество.
От Правительства Президент требует изменения ситуации. Премьер–министр Михаил Мясникович доложил о подготовленных предложениях. Если коротко, то их суть в повышении статуса государственных представителей в ОАО. По сути, речь идет о их назначениях на предприятия разного уровня по такой же системе, как и директоров. Вплоть до президентского решения, если речь идет об обществах, должности руководителей которых включены в кадровый реестр Президента. При этом предполагалось разделение функций: директор занят чисто производственной тактикой, а председатель наблюдательного совета — общей стратегией.
Развернулась оживленная дискуссия. Александр Лукашенко усомнился в эффективности такой модели. В самом деле, если на одном заводе появится два управленца с одинаковым статусом, например, назначенные Президентом, где гарантия, что они будут сотрудничать, а не соперничать, выясняя, кто важнее? И потом, обратил особое внимание Александр Лукашенко, чтобы вести всю стратегию, главе наблюдательного совета потребуется немалый аппарат. А это лишь плодит бюрократию.
В таком же деловом ключе обсуждалась и тема эффективности работы наблюдательных советов в целом. Встал вопрос: насколько они целесообразны в ОАО, где государство имеет контрольный пакет? Ведь управление, которое, в сущности, ведется напрямую, идет через лишнее звено. К тому же, заметил председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро, из–за нюансов законодательства советы могут формироваться так, что у государственного представителя не будет решающего голоса. А еще бывает так, что председателем совета избирается работник предприятия, подчиненный директору. Чистая формальность.
По ходу разговора выявлено еще немало спорных нюансов. Президент предложил Правительству подумать о целесообразности сохранения наблюдательных советов в подконтрольных государству обществах. Тем более что до июля 2010 года законодательство позволяло их не создавать там, где не более 50 акционеров. Подобная практика может быть возвращена. Еще поддержанное в целом Президентом предложение: госпредставитель должен защищать интересы миноритарных акционеров и выступать от их имени, если они не будут против. Ведь сейчас на их голоса вообще никто внимания не обращает. Дано поручение разобраться и с прочими шероховатостями законодательства, которые снижают кпд государственного владельческого надзора. Президент требует совершенствовать ныне действующую систему, а не изобретать лишние конструкции:
— Система должна быть не новой бюрократической надстройкой, которая будет мешать работе предприятий, это должна быть система, которая будет эффективна и даст пользу для государства, прежде всего экономики.
В конечном итоге, этот тезис Александр Лукашенко по ходу совещания повторил не единожды, работать в интересах людей. Еще, это поручение Главе Администрации Президента Андрею Кобякову, нужно оглянуться назад и посмотреть на предприятия, которые приватизировались в начале 90–х. Они сначала становились арендными, потом коллективными. Акции некоторых порой скупали частные лица за бесценок. Кто там теперь собственник? Законно ли им стал? Словом, в деле управления госсобственностью надлежит навести идеальный порядок во всех отношениях. Эффективность и справедливость — базовые принципы.
Автор публикации: Дмитрий КРЯТ
Фото: БЕЛТА