Новые возможности
Наш политический обозреватель Евгений Ровба, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор физико–математических наук, профессор.
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент особо подчеркнул, что мы живем в «новом времени — полном кардинальных изменений и тревожных вызовов» и наша главная задача — «превратить эти вызовы в возможности и в успех страны».
Остановлюсь на той теме, которая мне ближе всего, — высшей школе. Она сегодня оказалась перед лицом двух вызовов — массовости высшего образования и повышения требований к его качеству. Это очень актуально. Приведу такую цифру: за пять последних лет число студентов в нашей стране увеличилось на 46 тысяч человек. Согласитесь, что это много. В то же время требования к качеству образования все время растут. И это вполне объяснимо. Чем более разнообразным и совершенным будет образование, тем оно лучше выдержит конкуренцию в условиях формирования единого образовательного пространства.
Сейчас важно понять, что мы подошли к такому рубежу: массовость высшего образования — это первая ступень с четырехлетним сроком обучения и универсальным общепрофессиональным содержанием. Ответ на рост требований к качеству — магистратура с углубленной практико–ориентированной подготовкой. Других кардинальных изменений тут не вижу.
Роль магистратуры в подготовке кадров определена в Государственной программе развития высшего образования на 2011 — 2015 годы. И сегодня развивается два вида магистратуры: научно–исследовательская, призванная обеспечивать подготовку кадрового резерва профессорско–преподавательского состава, и магистратура с углубленной подготовкой специалистов для работы в сфере инновационной деятельности (иначе ее еще называют практико–ориентированной).
В этом году в ГрГУ имени Янки Купалы — 15–й выпуск магистров. Начиная с 1998 года заветный диплом у нас получили более 1.200 выпускников. Теперь они успешно работают руководителями и ведущими специалистами на крупнейших промышленных предприятиях, в банковской и юридической сфере, в системе образования. Традиции качественного образования сохраняются: в 2012 году в магистратуру университета будет зачислено более 200 человек на 38 программ.
Убежден, что сегодня наибольшие ожидания от магистратуры связаны с ее практико–ориентированным направлением. Это дает выпускникам в работе гибкость, мобильность, прикладной характер, нацеленность на высокий результат.
Приобрести такие качества магистратура сможет, если только будет максимально приближена к реальному производству. Тут роль региональных университетов особенно велика, ведь они во многих случаях не первый год работают с предприятиями в одной связке. А это кратчайший путь к рациональному использованию ресурсов, сближению процессов обучения и работы, повышению мобильности высококвалифицированных кадров. И это только начало...
Мировой опыт показывает, что региональные университеты наряду со столичными становятся базовыми элементами национальных инновационных систем. Однако в областях нашей страны сложилось несоответствие научно–технического и экономического потенциала. Уточню: в регионах работает 80 процентов экономически активного населения, тут создается свыше 75 процентов от всего объема промышленной продукции. Но здесь трудятся только 24 процента специалистов, занятых в научных исследованиях и разработках. Думаю, что магистратура как раз будет способствовать опережающему развитию инновационной инфраструктуры регионов Беларуси.
Особо отмечу развитие двух ступеней высшего образования. Безусловно, нам следует изучать и при необходимости перенимать опыт других стран. Например, в Финляндии на государственном уровне признана недостаточность бакалаврского цикла и магистерскую степень там должны получать все выпускники университетов. При этом степень бакалавра позволяет при желании изменить профиль, специализацию, временно приостановить обучение. Что ж, видимо, и у нас для выпускников некоторых специальностей вторая ступень высшего образования должна стать обязательной.
И здесь хотел бы обратить внимание на собственные хорошие традиции в образовании, например, на опыт эффективного практико–ориентированного обучения в медицинских университетах. Смысл интернатуры как раз и заключается в адаптации специалиста к реальным условиям практической деятельности. Сложилась практика переподготовки специалистов с высшим образованием, и ее тоже следует учитывать при выборе путей развития магистратуры.
Важный фактор конкурентоспособности белорусской высшей школы — снижение затрат. Универсальность образования на первой ступени могла бы позволить сократить количество специальностей и, как следствие, — удешевить высшее массовое образование. Например, в США всего около 50 бакалаврских программ в области естественных наук, техники и технологий, в Великобритании — около 20 основных инженерных программ.
Замечу, что в новую систему все сложнее вписывается среднее специальное образование. Его привлекательность после сокращения сроков обучения на первой ступени высшего образования может существенно снизиться. Эту проблему нельзя обходить стороной. Значит, здесь тоже необходимы взвешенные решения, в том числе с учетом правильно поставленной задачи подготовки высококвалифицированных рабочих.
Очень важно, чтобы стройная, прозрачная, понятная система образования была положительно воспринята обществом, предприятиями и организациями, бизнесом, каждой семьей. Ведь развитие практико–ориентированной магистратуры определяется не только потребностями экономики, но и социальным спросом на нее, а также общей стратегией национального образования.