Импортная составляющая
Чтобы уменьшить ее до разумных пределов, нужны четкие и продуманные решения
Перед началом недавнего заседания Совета Министров Беларуси, на котором рассматривался вопрос создания эффективного механизма производства импортозамещающих товаров, его участники побывали на оригинальной выставке. На ней можно было увидеть не только отечественные товары, которые успешно заменили импортные аналоги, но также продукцию, которую приходится приобретать за рубежом, рассчитываясь за нее валютой. Суммы в итоге накапливаются немалые, что во многом определяет сложившееся отрицательное сальдо внешней торговли. Не случайно глава государства сформулировал перед правительством задачу: коренным образом изменить положение дел с импортозамещением продукции и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Ныне правительство дорабатывает основные концептуальные положения, чтобы в 2012 году внешнеторговое сальдо вышло на положительный уровень в 1,8 млрд. долларов. Что же необходимо предпринять, чтобы стимулировать импортозамещение, создать предпосылки, которые сократят зависимость отечественной экономики от импорта? Вот какими оценками поделились с корреспондентом «Р» авторитетные эксперты, от деятельности которых во многом будет зависеть успех реализации правительственных решений.
Анатолий Русецкий, председатель президиума НАН Беларуси, один из координаторов программы развития экспорта:
— В данной ситуации наша основная задача — повышение конкурентоспособности белорусской продукции, в том числе за счет роста производительности труда, а также снижения издержек на ее производство. Ведущим отраслевым предприятиям необходимо достичь среднеевропейского уровня, провести инвентаризацию инвестиционных и инновационных программ на предмет их эффективности и валютной окупаемости проектов. При этом следует исключить те проекты, окупаемость которых превышает 10 лет. В числе приоритетов — диверсификация рынков сбыта, а не видов экономической деятельности, то есть не только переориентация товарных потоков, но и формирование экспортной инфраструктуры, которая у нас в стране развивается крайне медленно.
Ситуация с распределением экспортных потоков такова: 4/5 товарного экспорта сконцентрировано на рынке 10 стран основных торговых партнеров. Решение проблемы сбалансированного развития требует не только наращивания производства экспортной продукции на действующих предприятиях, но и создания новых производств, прежде всего в отраслях с высокой добавленной стоимостью. В частности, биотехнологии — один из новых и растущих сегментов, который может дать весомый экономический результат. Внедрение CALS-технологий (проектирование и производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции) на минских тракторном и автомобильном заводах позволило в несколько раз сократить сроки разработки продукции и постановки ее на производство.
Валерий Цепкало, директор администрации национального Парка высоких технологий:
— Когда мы говорим об импортозамещении, необходимо учитывать вступление в Таможенный союз вместе с Россией и Казахстаном. Инструментов таможенного регулирования, которые были у Беларуси до момента вступления, больше не будет. На национальном уровне мы не сможем, как прежде, влиять на импортную составляющую страны. Основное внимание надо будет сосредоточить на процедурах. В частности, в Парк высоких технологий приезжает много зарубежных бизнесменов, и иногда неловко слышать их рассказы о том, как они пересекают нашу границу в национальном аэропорту. Наши партнеры платят деньги за самую дорогую визу в мире, а это еще один фактор, не способствующий конкурентоспособности государства: для бизнеса чрезвычайно важна простота процедуры оформления. В Турцию поехать — уплатил 20 долларов и пересек границу, в Украину граждане Европейского союза могут ехать бесплатно. У нас, заплатив 350 долларов за срочную визу, бизнесмен бежит на третий этаж, где нет никаких указателей, чтобы купить еще за полтора доллара страховку. Иногда там надо отстоять еще и в немалой очереди, что не придает стране привлекательности. Один из моих знакомых послал багаж в Беларусь из Франкфурта. Обычно на всех терминалах этот багаж отправляется на таможенный пункт, где дожидается прилета хозяина. У нас же потребовалось 5 часов, чтобы забрать его с таможни. При этом пришлось заплатить 180 долларов таможенной пошлины, чтобы вернуть свои же вещи. Теперь представьте, с каким настроением человек въезжает в Беларусь, чтобы развернуть здесь свой бизнес. В этом вопросе мы должны быть на голову выше России и Казахстана, чтобы накопить конкурентные преимущества в рамках Таможенного союза.
При этом любое импортозамещающее производство должно быть изначально ориентировано на экспорт. Мы, наверное, можем сделать подшипники и поставить их на БелАЗ, но если они не будут соответствовать цене и качеству, то конкурентоспособную белорусскую марку вытеснят с внешних рынков. Что касается инвестиций, то мы конкурируем не только со странами Таможенного союза, но и с остальным миром. Поэтому Минэкономики должно определить основные факторы, с учетом которых инвестор выбрал бы Республику Беларусь, а не другие страны. Сколько бы ни звучало призывов, чтобы инвесторы ехали именно к нам, налоговая система должна быть максимально конкурентоспособна. Только не надо ориентироваться на налоговое законодательство, существующее в Европе, и прежде всего по подоходному налогу. Надо ориентироваться на налоговые системы стран, которые успешно модернизируются и догоняют те, что ушли в развитии вперед. Приведу пример: у нас принят налог на добавленную стоимость. Чем больше ступеней производства товара внутри страны, тем сложнее производителю. Во всех успешно развивающихся странах принят налог с продаж, то есть по мере производства товара вы ничего не платите, оплачивает налог конечный потребитель, тот, кто продает готовый товар. Или же: я инвестор и хочу построить производственное здание. Если я конечный пользователь этого здания, в котором буду производить продукцию для внутренних пользователей, то у меня не должно быть НДС. Почему бы и нам не ввести налог с продаж?
Пока получается так, что в стране невыгодно размещать новое эффективное производство. Поэтому у нас нет возможности конкурировать со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, не говоря уже о быстро развивающихся странах Азии. Очевидно, это положение необходимо менять, что в итоге будет способствовать росту национальной экономики.