Локомотив Баден-Баден
Локомотив Баден-Баден
О политической ответственности руководителей Германии |
Канцлер ФРГ Ангела Меркель вот уже второй раз за месяц подверглась сокрушительной критике. И оба раза это связано с крупнейшими международными проблемами, по которым пока нет общественного консенсуса. Первая проблема — это будущее атомной энергетики после катастрофы в Японии. И вторая — военная операция в Ливии. Все ждали веского слова, а главное, ответственного решения по этим вопросам именно от Берлина. Кому, как не Германии, крупнейшей стране, которая в последнее время буквально вывезла Европу из финансового кризиса, не вывести Запад и из политического тупика?
Увы, локомотив Евросоюза вместо того, чтобы двинуть на всех парах вперед и повести за собой остальных европейцев, затормозил, а потом и вовсе пошел по кругу Баден–Баден... Не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Расположен этот город в земле Баден–Вюртемберг, где в следующие выходные пройдут очередные региональные выборы. Они для госпожи Меркель, похоже, важнее, чем мировые проблемы.
Ангела Меркель решила мгновенно закрыть семь атомных реакторов в Германии после аварии в Фукусиме. Что, отныне немцы будут жить при свечке? Отнюдь. Не далее как прошлой осенью канцлер самолично протолкнула план по продлению срока эксплуатации атомных реакторов в Германии на 12 лет. Тогда они были «абсолютно безопасны». И вдруг заявляет, что надо «закрыть и все проверить»...
А когда страсти уже немного улеглись, она вновь говорит об атомной энергетике как о необходимой «переходной технологии». Красивый эвфемизм, ведь всем ясно, что переход к альтернативным источникам энергии затянется на годы. В том числе ясно и канцлеру.
Так «закрыть» или «продлить»? Не надо быть Иммануилом Кантом, чтобы объяснить смысл подобных антиномий — просто скоро выборы в Баден–Вюртемберге и правящей партии до зарезу надо сохранить там свои позиции.
Впрочем, серьезные комментаторы обеспокоены поспешностью новых решений Ангелы Меркель и задаются вопросом о ее политической ответственности — что будет, если, цитирую Suddeutsche Zeitung, «она и дальше будет вести как канцлер, меняющий позиции вместе с изменением настроения людей?»
Вопрос о политической ответственности руководителей Германии встал еще острее, когда эта страна вначале воздержалась при голосовании в ООН по Ливии, а затем и вовсе заявила об отказе от участия во всех операциях НАТО в этом регионе.
Что это? Обычная немецкая осторожность? Нежелание участвовать в наземной операции? Нет, похоже, проблема гораздо серьезнее, и первым ее уловил опытнейший дипломат, бывший министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер. Именно он сказал, что решение воздержаться при голосовании по Ливии не имеет ничего общего с «внешней политикой, основанной на ценностях». Он имел в виду европейские ценности, объединяющие Евросоюз.
И действительно, никакого другого «клея», соединяющего богатую Британию и бедную Румынию, могущественную Германию и маленькую Литву, нет. И именно Франция и Германия были локомотивами этого европейского единства. Сегодня они по разные стороны баррикад. Так что Йошка Фишер прав, заподозрив Ангелу Меркель в отказе от европейских ценностей.
Проблема тут не в том, что Германия предала своих партнеров. Дело не в расколе НАТО И ЕС. Это всего лишь следствие. Первопричина в том, что сама идея европейских ценностей дала трещину. В Ливии гибнут мирные жители. Сегодня Запад демонстрирует частичный отказ от своих же собственных ценностей и готов пожертвовать меньшими жизнями, чтобы спасти большие. Но не всем, в том числе и европейским избирателям, нравится такой взаиморазмен, тем более что от него явственно попахивает нефтью. Это выбор наименьшего из зол, что плохо согласуется с европейскими ценностями. Все неустойчиво, все релятивно, а по большому счету, все подчинено интересам, а не принципам.
И не случайно в ситуации такой текучести и неопределенности, тем более угрожающей, если сегодняшние арабские союзники станут завтрашними непримиримыми врагами, Меркель предпочла собственные интересы. Сам по себе факт нахождения Германии в одном лагере с Россией, Китаем и Индией, а не с Францией, Британией и Америкой — фантастическое свидетельство перегруппировки центров сил. Это самый настоящий реалполитик, который приходит на смену политике, основанной на т.н. европейских ценностях.
Автор публикации: Нина РОМАНОВА