МЕЙНСТРИМ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Источник материала:  
МЕЙНСТРИМ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Обеспечение мира, спокойствия, надежная защита граждан от преступных посягательств, угроз их жизни и благополучию — приоритет государственной белорусской политики. Не так давно была принята третья редакция Концепции национальной безопасности Беларуси. Первый вариант документа появился еще на заре белорусской государственности в 1995 году. Однако жизнь не стоит на месте. Меняются реалии, прежние вызовы и угрозы отходят на второй план, появляются новые. Глобальный экономический кризис, обострение экологических проблем, необходимость в диверсификации энергопоставок, построение новой архитектуры мира стимулируют процесс поиска нестандартных решений. Что мы защищаем? Как и от кого? Все эти вопросы требуют не только четкого их понимания самими разработчиками базовых документов, но и доведения их сути до рядового гражданина.
Для обсуждения Концепции национальной безопасности, наиболее актуальных вызовов, которые стоят перед Республикой Беларусь, за круглым столом в пресс-центре Белорусского телеграфного агентства собрались авторитетные отечественные политологи, специалисты в области международных отношений и безопасности. Предлагаем вниманию читателей ответы на один из вопросов ведущего дискуссии главного редактора журнала «Беларуская думка» Вадима Гигина:

— Сформулируйте, пожалуйста, три наиболее актуальные, с вашей точки зрения, вызова, опасности, источника угроз для нашей страны.

Владимир Улахович, директор Центра международных исследований Белорусского государственного университета: — На самом деле угрозы и вызовы уже не носят национального характера, они вышли на глобальный уровень. И в Концепции они обозначены. Я вижу три главных вызова. Во-первых, это экономические проблемы. Они очевидны. Характер нашей экономики — индустриальный и экспортоориентированный. Среди европейских стран по индексу экспортоориентированности экономики Беларусь находится на втором месте после Бельгии. Это очень высокий показатель, и мы очень зависим от конъюнктуры рынка. С экономикой тесно связана и энергетическая зависимость: она носит у нас критический характер. Европейцы в решениях еще Критского саммита 1994 года записали, что более 25% зависимости страны от поставок энергоносителей из одного источника является критическим показателем. Что же говорить о нашей ситуации?! Нам нужно балансировать, отладить новые источники поставок энергоносителей. Вторая угроза — возможная внутренняя нестабильность. Нам нужно удержать современную линию развития государства, не потерять социальную устойчивость. В условиях мировой конкуренции внутренняя нестабильность — это большая угроза. Все эти вызовы и угрозы нельзя рассматривать отдельно, они связаны между собой. И третье — это то, что мы находимся на перекрестке. С одной стороны — ЕС, а с другой — Российская Федерация. От того, как будут развиваться отношения между ними, зависит и наше благополучие. Нестабильность у любого из этих партнеров негативно скажется и на нас. Мы не можем активно на это влиять, но в уме держать должны.

Андрей Русакович, заместитель декана факультета международных отношений БГУ, кандидат исторических наук, доцент: — В качестве основной возможной угрозы в будущем я бы назвал непредсказуемость ситуации в мире. Это всегда осложняет проведение внутренней и внешней политики. Представляет угрозу для нас определенный анархизм международных отношений. Кроме того, для постсоветских стран характерно доминирование внутренних вызовов. И здесь возникает проблема социально-экономической устойчивости белорусского общества. У нас медленно формируется средний класс, который является опорой стабильного развития государства во всех смыслах. Третья проблема носит более культурологический характер — это сохранение нашей белорусской идентичности. А сердцевиной этнической идентичности является язык, его нужно беречь и развивать.
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук: — Я согласен с тем, что в сфере экономической безопасности энергетическая проблема имеет первостепенное значение. В нашей стране идет энергетическая диверсификация. А за что приобретать эти энергоносители? И здесь встает проблема внешнеторгового баланса. Важна также информационная безопасность. Это борьба за умы, за то, кто будет влиять на настроения наших граждан: наше государство или какие-то соседние геополитические образования. И здесь я бы к языковой проблеме крайне осторожно отнесся. Если мы перейдем к мобилизации нации на основе языка, то рискуем быстро перейти к этнической мобилизации нации, а это уже прибалтийский вариант, для нас неприемлемый, поскольку может вызвать отток населения. Наоборот, наличие у нас двух государственных языков создает платформу для сплочения нации на других основаниях: личное благополучие, рост благосостояния и любовь к Родине.
В сфере научно-технологической безопасности крайне остро стоит вопрос технологического перевооружения наших предприятий. Это связано и с энергетической безопасностью, и с решением проблемы отрицательного сальдо. Технологическое перевооружение позволит снизить затраты на энергоносители, сырье в целом, повысить цены на более технологичную и качественную продукцию.
Юрий Шевцов, политолог: — Действительно, мы находимся в состоянии геополитической неустойчивости, и это надолго. Войти в состав какого-то крупного геополитического образования, будь то ЕС или Россия, мы не можем, не поступившись национальным суверенитетом. И эта неустойчивость продуцирует у нас высокую степень внутренней политической мобилизации общества вокруг государства. Исходя из этого, первая наша проблема — возможность ошибочного стратегически важного решения. Мы можем ошибиться, ибо слишком много неизвестных факторов влияет на процесс принятия решения. Второе — высокая степень концентрации политической власти влечет за собой угрозу бюрократизации и деинтеллектуализации. Эти две вещи взаимозависимы, отсюда исходит комплекс вызовов, связанных с формированием среднего класса, культуры потребления и стиля жизни. И это может приводить к определенной напряженности внутри общества. Важно учитывать, что мы соседствуем с огромным Европейским союзом, который эти процессы уже пережил. Рядом также находятся два крупных мегаполиса — Москва и Санкт-Петербург, которые порождают свои ценностные модели, зачастую нам чуждые. Третий вызов связан с модернизацией крупного промышленного производства. Оно у нас настолько мощное, что нуждается в глобальной активности. И нашему относительно небольшому 10-миллионному государству достаточно сложно поддерживать такую активность. Нам нужно выходить на такой уровень научно-технологических достижений, к которым общество даже психологически не готово. Например, у нас есть еще возможности создать малую мобильную электростанцию. Мы обладаем всем кластером для развития современной биологической промышленности, но для этого надо ставить вопрос о клонировании. Однако общество к этому не готово и не будет к этому готово никогда. Поэтому нам придется опираться на внешние ресурсы: и интеллектуальные, и финансовые, и прочие. Но решение этой задачи требует от высшего политического уровня очень большой продвинутости, чтобы не попасть в зависимость. Как частность, хотел бы отметить, что внутри Беларуси нет и не будет ни одной четко сформулированной идеологии, способной описать потребности нашего государства. Национализм никогда не дозреет до реальных проблем общества. Местный либерализм никогда не сможет осмыслить потребность модернизации через крупные промышленные предприятия.

Андрей Шубадеров, начальник ГУ «Военное информационное агентство Вооруженных Сил «Ваяр», полковник: — Самая большая опасность, если общество не до конца осмыслит, что мы являемся независимым государством. Мы все чего-то от кого-то ждем. Да, зависимость Беларуси от внешних факторов очень большая — это естественно. Но мы должны понимать, что нам следует все делать своими руками. Мы должны иметь свою идентичность, начиная от языка и заканчивая всеми остальными атрибутами. Второе — недостаточная мотивация труда, я имею в виду внутреннюю мотивацию производить качественную продукцию, сам подход к труду. Пока у нас здесь все не на самом высоком уровне. Пора прекращать работать спустя рукава. Третье — модернизация производства. Мы должны дать нашим яйцеголовым ребятам полную свободу творчества. Нефти и газа у нас нет, но у нас есть огромный человеческий потенциал, который способен производить что-то практически из воздуха. Нужно создавать свои базовые технологии, отечественные. Хотя, может быть, не всегда нужно изобретать велосипед.

Юрий Царик, руководитель Белорусской группы развития РОО «Белая Русь»: — Я бы обратил внимание на следующие вызовы. Во-первых, демографическое неблагополучие в Республике Беларусь. Эта проблема не просто актуальна: уменьшается население страны, сохраняется высокий уровень самоубийств, что свидетельствует о проблемах с качеством жизни. Она являет собой наиболее сложный вызов. Ни одна страна современного мира, которая вошла в фазу демографической деградации, не смогла еще преодолеть эти негативные тенденции и выйти на демографический рост. То есть это вызов не только для Беларуси, но и для всего современного мира. Как не раз замечал Президент нашей страны, крайне необходимо найти ответ на этот вызов и перейти к демографическому развитию. Без этого нельзя выстроить ни стабильную экономику, ни представлять собой серьезную величину на международной арене в продолжительной перспективе.
Вторая угроза — неопределенность международной обстановки вокруг Беларуси. Особенно я выделил бы криминализацию международной политики. Усиление транснациональной преступности и ее влияние на международную политику и межгосударственные отношения. Здесь есть много аспектов. В том числе и деятельность некоторых неправительственных организаций по подрыву стабильности в незападных странах. Сюда входят наркотрафик, терроризм, экстремизм. А еще и hot money — неконтролируемые финансы, проходящие через оффшорные зоны, которые могут подрывать финансовую стабильность в странах, создавать почву для политической коррупции.
Третья угроза — наше отставание в развитии информационных технологий, прежде всего связанных с массовыми коммуникациями. Я имею в виду прежде всего недостатки в работе с национальной интернет-аудиторией в плане обсуждения актуальных общественно-политических вопросов, проблем развития страны и т.д. Необходимо вовлекать молодежь, которая является основой белорусской интернет-аудитории, в конструктивную общественно-политическую коммуникацию через сеть Интернет.
Игорь Кольченко, внешнеполитический обозреватель газеты «СБ — Беларусь сегодня»: — Я согласен: первый вызов заключается в том, что Беларусь — молодое государство. Есть проблема и с идентичностью, и с суверенитетом. Тут нужно правильно оценить вызовы и угрозы, с какой стороны они исходят. Второе — это экономика. И здесь самое главное — модернизация, важнее даже энергетической проблемы. Не могу согласиться с точкой зрения, что первостепенна модернизация крупных предприятий. Важнее модернизация всей промышленности, даже, возможно, пересмотр той структуры экономики, которая нам досталась от Советского Союза. Третье — внутренняя опасность нестабильности. Нельзя допустить утрату консолидации, консенсуса в обществе для решения всех этих актуальных задач.
P.S. Мейнстрим (англ. mainstream, дословно «основной поток») — основное направление, главная (генеральная) линия.


Вадим Гигин
←Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь Аляксандр Лукашэнка павіншаваў Прэзідэнта Ірландыі Мэры Макаліс

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика