Перезагрузка отношений. События последних дней можно без преувеличения назвать знаковыми
В Москве на саммите тройственного (Беларусь, Россия и Казахстан) Таможенного союза, а также на более представительных по количеству стран форумах ЕврАзЭС и ОДКБ выработаны прорывные решения. Единое экономическое пространство трех должно заработать уже через год — вся правовая база готова. Более того, Минск готов ратифицировать весь пакет документов по ЕЭП в нынешнем году. Таким образом, Союзное государство Беларуси и России получает логическое развитие, и дверь в новую объединительную структуру открыта для других постсоветских государств. Однако экономическим форматом сотрудничество явно не ограничится. Новым содержанием планируется наполнить и контакты в военной сфере. Беларусь как председательствующая сторона в ОДКБ выступила с масштабными предложениями. Все это, безусловно, будет иметь геополитическое значение.
Новая Центральная Европа и геополитика Союзного государства
Юрий ЦАРИК, руководитель Белорусской группы развития, эксперт РОО “Белая Русь”
Безусловно, достигнутые между Беларусью и Россией соглашения по отмене пошлин на российскую нефть, закупаемую Минском, — это само по себе большой обоюдный успех и серьезный шаг партнеров навстречу друг другу. В данной ситуации обе стороны оказались в выигрыше: Россия получила более быстрое продвижение проекта создания Единого экономического пространства и сохранила высокие цены на газ, а Беларусь получила более дешевую, не облагаемую пошлиной российскую нефть, а значит, и возможность повысить рентабельность работы нефтеперерабатывающих заводов и всей белорусской нефтехимии, далее наращивать экспорт нефтепродуктов.Однако куда более серьезное значение имеют стратегические геополитические последствия данного события, особенно в контексте принятого Беларусью председательства в ОДКБ, а также активизации белорусско-американских отношений.Прежде всего договоренности с Россией наряду с усилиями Беларуси по диверсификации поставок углеводородов в Центральную Европу создают предпосылки для формирования нового макрорегиона — Новой Центральной Европы, включающего Беларусь, европейскую часть России, Украину, Молдову, Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию. Проект данного макрорегиона более двух лет разрабатывался Белорусской группой развития. В качестве опоры интеграции стран-участниц нами рассматривалась ядерная энергетика. Переход к “углеводородному” сценарию обеспечения энергетической безопасности региона в принципе не предполагает полное выдавливание России из Центральной Европы, но делает ее позицию более проблематичной. Усиливается же в рамках данного сценария позиция Беларуси. Будучи главным оператором энергопоставок из новых источников, Беларусь всерьез и надолго втягивается в отношения с политическими группами, связанными с портовой и трубо-проводной инфраструктурой в Литве и Украине. И это важный фактор региональной геополитики.Второй момент — форсированная реализация проектов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Нет нужды говорить о том, что данные инициативы — во многом залог инвестиционной привлекательности Беларуси, а значит, и залог успешной реализации программы социально-экономического развития страны до 2015 года (особенно в части привлечения иностранных инвестиций). Поэтому с учетом ускоренного варианта создания ЕЭП можно с уверенностью говорить о предстоящем промышленном буме в Беларуси (рост промышленного производства и ВВП примерно в 1,6 раза до 2015 года). К такому бурному росту промышленности и сопутствующих сервисов, безусловно, подключатся все соседние страны.Смысл создания Новой Центральной Европы как особого макрорегиона состоит в том, что входящие в него страны должны получить инструментарий для совместного продвижения своей повестки дня на международной арене. Это прежде всего повестка, связанная с созданием трансъевразийских транспортных коридоров, в которых крайне заинтересована Центральная Европа, энергетическим обеспечением региона, созданием индустрий 7-го технологического уклада, развитием экологичного сельского хозяйства, организацией малоэтажной энергоэффективной урбанизации и некоторыми другими направлениями. Таким образом, для создания Новой Центральной Европы актуальной является неполитическая интеграция стран-участниц вокруг крупных проектов развития и промышленных кластеров, а также политическое сотрудничество для совместного продвижения повестки дня (то есть самих этих проектов) на более широкой международной арене.В рамках данной задачи, безусловно, открывается совершенно новая перспектива для обновления и развития Союзного государства.Таким образом в условиях формирования Новой Центральной Европы у Беларуси и России в рамках Союзного государства появляется серьезная перспектива перейти от выяснения отношений друг с другом к организации совместного геополитического действия в интересах создания евразийской системы международной безопасности.
Мера безопасности
Юрий КРУПНОВ, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития, действительный государственный советник Российской Федерации третьего класса
Достигнутые в Москве договоренности по отмене экспортных пошлин на российскую нефть, поставляемую в Беларусь, а также очевидное “потепление” в российско-белорусских отношениях на прошлой неделе вокруг интеграционных процессов Единого экономического пространства и международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) показывают, что главное сегодня — определить повестку для перезагрузки белорусско-российских отношений.Так, на саммите ОДКБ Президент Киргизии Роза Отунбаева напомнила о серьезной дисфункции этой важнейшей организации в июне 2010 года: “Летние события в Кыргызстане поставили много вопросов перед Организацией... Мы ожидали ответа от ОДКБ”.Переход председательства в ОДКБ к Беларуси дает шанс кардинально повысить статус Организации и, главное, перейти к проектированию и созданию системы евро-азиатской или евразийской безопасности как ведущего механизма реинтеграции постсоветского пространства, создания новой большой страны.Первые же предложения Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко свидетельствуют об этом — особенно в контексте создания ЕЭП и Таможенного союза. Необходимо, считает Президент Беларуси, выстраивать институт партнерства и активнее взаимодействовать с ООН.Между прочим, со времен войны против Югославии НАТО именно через ООН легитимизирует и прикрывает свои военные операции — и в Европе, на Балканах, и в “сердце Азии”, Афганистане. И дело тут не в том, чтобы повторять НАТО, а в том, что нерационально для Российской Федерации, последовательно делающей ставку на ООН как единственную верховную международную организацию, зачем-то “сдавать” ооновские ресурсы НАТО, а не своей ОДКБ.Абсолютно правильным является и заявление Александра Лукашенко о том, что институт партнерства ОДКБ заинтересует не только приграничные страны, но и далекие государства, в том числе и на иных континентах. В отличие от другой международной организации — Евроатлантического союза, НАТО, — действие ОДКБ не должно быть ограничено только постсоветским пространством.Но главным должно стать выстраивание системы евразийской безопасности.И здесь следует, во-первых, решительно формулировать новую афганскую политику наших государств и брать на себя лидерство в решении афганской, а теперь уже и афгано-пакистанской проблемы. В ближайший год на этом направлении имеются все предпосылки для прорыва.Важнейшая задача при этом — не допустить трансформации Североатлантического альянса, использующего ситуацию во внерегиональном для Брюсселя Афганистане, в “демократическую альтернативу” ООН, перевода этой региональной организации в статус организации глобальной.Во-вторых, пора переходить, помимо закономерного дальнейшего усиления военной составляющей ОДКБ, к реализации представлений о многомерной (multidimensional security), кооперативной и комплексной безопасности, к отработке принципиально новых типов безопасности.На саммите в прошедшую пятницу Александр Лукашенко уже поставил задачу выработать адекватные ответы на такие новые вызовы, как киберпреступность и информационные войны. Нужно также активнее продвигать и новые виды безопасности: геоэкономическую, геокультурную и гуманитарную (до сих пор не выработан формат отношения к так называемым гуманитарным интервенциям), безопасность граждан, демографическую, защиту суверенитета (против “оранжевых революций”), климатическую и водную (крайне актуальна для Центральной Евразии).Гигантское значение имеет и дальнейшее форсированное продвижение антинаркотической безопасности как нового типа безопасности. Здесь очень серьезный шаг сделан два месяца назад, когда ОДКБ призвала Совбез ООН рассмотреть вопрос о квалификации наркопроизводства в Афганистане как угрозы миру.Однако ОДКБ могла бы пойти и дальше, превратив антинаркотическую безопасность в центральное содержание новой мировой повестки, заместив порядком изжившую себя антитеррористическую безопасность.В целом старт председательства Беларуси — мощный.Надеюсь, через год мы увидим новую ОДКБ, а совместные действия в рамках организации станут важным направлением развития и двусторонних белорусско-российских отношений.