Доллар по 3.170 рублей

Источник материала:  
Доллар по 3.170 рублейПроект республиканского  бюджета на 2011 г. приняли в первом чтении депутаты на V внеочередной сессии Палаты представителей. Второе чтение запланировано на 14 сентября.Внеочередная сессия Палаты представителей открылась 7 сентября. Официальным поводом для созыва депутатов является рассмотрение закона о бюджете на 2011 год. Вопреки предположениям оппозиции, в повестке дня не значится вопрос о назначении президентских выборов.

В повестке дня вопросы о проектах законов "О республиканском бюджете на 2011 год", "О внесении дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь", "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь", "О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год".

Выступая на открытии сессии, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко сказал, что "инициатива депутатского корпуса провести внеочередную сессию продиктована необходимостью оперативно рассмотреть и принять пакет важнейших законопроектов в бюджетно-финансовой и налоговой сферах, имеющих определяющее значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны".

Выступая перед депутатами, министр финансов Андрей Харковец заявил, что в предстоящем году Беларусь выходит на докризисные темпы развития бюджетного сектора. Темпы роста ВВП, учтенные при формировании бюджета, составляют 110%, инфляция - 8% за год. Среднегодовой курс доллара - 3.170 BYR.

Особенности национального бюджетирования.

А. Харковец выделил несколько особенностей бюджета будущего года.

Во-первых, это снижение налоговой нагрузки и радикальное упрощение налогового администрирования. Планируется, что налоговая нагрузка на экономику уменьшится на 0,4 % к ВВП, что оставит в распоряжении предприятий более 700 млрд. BYR дополнительных оборотных средств. А в результате расширения инвестиционных льгот по налогу на прибыль и НДС инвестиционные возможности отечественных предприятий увеличатся за счет собственных источников примерно на 1,5 трлн. BYR.

Во-вторых, министр финансов отметил значительный рост в структуре бюджета социального пакета за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий и обеспечения иных социальных гарантий обществу.

"Заложенные средства позволяют гарантировать рост среднемесячной заработной платы по сравнению с текущим годом на 35%", - подчеркнул в связи с этим А. Харковец. На 10% должны вырасти тарифные оклады молодых специалистов и низкооплачиваемых работников, на 15 % - работников культурно-просветительских учреждений и учреждений социального обслуживания, на 25% - педагогических работников и врачей.

Министр также заявил, что планируется увеличить тарифную ставку I разряда, с тем чтобы средняя заработная плата в бюджетном секторе на конец года составила 400 USD в эквиваленте.

В подтверждение своего тезиса о социальной ориентированности бюджета А. Харковец озвучил и другие цифры. Так, в целом финансирование базовых отраслей социальной сферы - здравоохранения, образования, социальной политики - суммарно возрастает на 40% к уровню текущего года. При этом расходы бюджета в целом увеличиваются только на 18%.

Расходы на здравоохранение в консолидированном бюджете запланированы в сумме 7,8 трлн. BYR (из них 80% направляется на финансирование учреждений здравоохранения местного уровня). Расходы на образование составят 11 трлн. BYR, на жилищное строительство - 6,6 трлн. BYR.

Ставка на инновации.

Еще одной особенностью бюджета А. Харковец назвал сохранение уровня поддержки экономики и стимулирование ее инновационного развития.

"Активная поддержка реального сектора экономики будет реализована путем направления ресурсов на финансирование государственных программ стимулирования экономического роста, развития агропромышленного комплекса и территорий", - заявил А. Харковец.

Расходы на национальную экономику составят 7,2 трлн. BYR, превысив тем самым уровень текущего года на четверть. Основная доля этих расходов - поддержка агропромышленного комплекса.

Приоритетом бюджетной политики в новой пятилетке должно стать инновационное развитие. Для реализации государственной научно-технической, инновационной политики предполагается выделение на научные цели 865 млрд. BYR, или 0,45 % к ВВП (сейчас - 0, 32%).

Доходы и дефицит.

Доходы консолидированного бюджета в 2011 году определены в сумме 54,5 трлн. BYR или 118% к оценке текущего года. При этом структура доходов сохраняется.

Как и в предыдущие годы, основную долю доходов бюджета приносят НДС (35% дохода), налог на прибыль (12,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (13%), подоходный налог (10%), акцизы (почти 10%) и налоги на собственность (2,6 %). Причем поступление НДС в республиканский бюджет вырастет на 21%, налога на прибыль - на 18%, подоходного налога - на 15,6%.

Должны вырасти налоговые доходы и по внешнеэкономической деятельности - это обусловлено созданием Таможенного союза ЕврАзЭС. А. Харковец напомнил, что ввозные таможенные пошлины будут зачисляться в "общий котел" и распределяться по нормативам между бюджетами стран - участниц ТС. Доля Беларуси здесь составляет 4,7%. В результате применения данного механизма доходы бюджета Беларуси зависят не только от объемов белорусского импорта, но главным образом - от объемов импорта России и Казахстана.

"Прогнозируемое оживление экономической активности в этих странах будет способствовать росту поступления ввозных пошлин в бюджет Беларуси. А оценки конъюнктуры отдельных рынков внешних товаров позволяют прогнозировать и увеличение поступления экспортных таможенных пошлин", - отметил министр финансов.

В то же время дефицит бюджета в будущем году запланирован в сумме 6 трлн. BYR, или 3% к уровню ВВП.

"Такой его уровень соответствует международным стандартам финансовой безопасности, - подчеркнул А. Харковец, - На его покрытие будут направлены остатки средств бюджета, накопленные в предыдущие годы, внешние и внутренние заимствования".

Помним о долгах.

А. Харковец отметил, что расходная часть бюджета сформирована с учетом безусловного исполнения международных обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга. Причем расходы бюджета на обслуживание внешнего госдолга в текущем году должны вырасти и суммарно составить 695 млн. USD. В то же время было отмечено, что долговой портфель на сегодняшний день характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживания.

Кроме того, министр финансов заявил о том, что в будущем году планируется осуществить выпуск еврооблигаций на сумму 1 млрд. USD, "которые будут направлены на увеличение золотовалютных резервов и обеспечение сбалансированности сальдо платежного баланса".

Что касается внутреннего долга, то здесь политика правительства будет направлена на реструктуризацию существующих долгов перед банками, что не предполагает их рост.

Как рассчитываем.

Министр финансов отказался назвать, отвечая на вопрос депутата Сергея Маскевича, цену на поставляемый российский газ, исходя из которой рассчитывался проект бюджета страны на 2011 год.

По его словам, в настоящее время переговоры об условиях поставок газа находятся на начальной стадии и пока они проходят в основном "на информационном поле". По этой причине глава Минфина уклонился от прямого ответа на вопрос. Однако А. Харковец сказал, что в проект бюджета заложена возможность отреагировать на колебание цены на газ, и признал вероятность ее увеличения.

"При необходимости мы можем перераспределить часть ассигнований в пользу тех или иных статей, которые будут нуждаться в корректировке при окончательном согласовании цены", - заявил А. Харковец.

Напомним, 31 декабря 2006 г. ОАО "Газпром" и ОАО "Белтрансгаз" подписали контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 гг. Документом была определена цена российского газа при поставках в 2007 г. - 100 USD за 1 тыс. куб. м (это было удвоение цены 2006 г.) и формула цены с 1 января 2008 г. (соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу), а также понижающие коэффициенты цены на 2008-2010 г. (0,67, 0,8 и 0,9 соответственно). С 2011 г. Беларусь, как и промышленные потребители России, должна выйти на уровень цены на газ, равнодоходной с поставками в Европу.

Видимо, именно с ценами на энергоносители связаны слова министра финансов, сказанные перед этим, о проявившихся при формировании бюджета 2011 г. тенденциях, "которые в среднесрочной перспективе могут повлиять на бюджет негативно". Тенденции эти, как пояснил А. Харковец, связаны с более высокими темпами роста отдельных расходов в сравнении с его доходами, что влечет за собой изменения в структуре бюджета.

"Само наличие таких тенденций требует активной работы по структурным преобразованиям в бюджетном секторе. Мы предлагаем реализовать это за счет постоянной оценки эффективности государственных расходов и программ, внося при необходимости в них изменения. Бюджетная система не должна пребывать в статичном состоянии", - подчеркнул А. Харковец.

←Пяткевіч: Дату правядзення Ўсебеларускага сходу яшчэ не прызначалі

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика