Честные выборы — решение всех проблем для Лукашенко
Очередные президентские выборы для белорусских властей пройдут в существенно иных по сравнению с предыдущими кампаниями условиях. Официальный лидер сам неоднократно публично говорил о том, что будет сложно.
Во-первых, непростое экономическое положение. Страна живет фактически взаймы, но при этом должна поддерживаться видимость если не абсолютного благополучия, то, по крайней мере, позитивной динамики. Впрочем, для властей проблема 500 долларов средней зарплаты и возможные негативные последствия для экономики от резкого роста зарплат бюджетников — заботы не первоочередной важности.
Претерпели изменения внешнеполитические условия, в которых Александр Лукашенко пойдет на свой четвертый срок. А наибольшие опасения терзают власть по вопросу легитимации результатов «народного волеизъявления».
Евросоюз и США здесь традиционно выносились за скобки — их реакция была предсказуема и у творцов «элегантных побед» уже давно не вызывает сильной головной боли. Тем более что чистоту белорусского электорального процесса без лишних вопросов подтверждал другой центр силы — Россия.
Но сегодня есть основания полагать, что на этот раз классическая для официального Минска схема может не сработать. В первую очередь из-за позиции Кремля. Отношения между Минском и Москвой за последний год ушли в такой глубокий минус, что возможность непризнания Россией итогов президентских выборов в Беларуси в случае, если опять победит Лукашенко, не выглядит сугубо экспертным прогнозом.
При таком раскладе очередная победа первого и единственного президента Беларуси может оказаться в своего рода правовом вакууме — без признания со стороны России и Запада. Поздравительные письма от глав Венесуэлы или Ирана в данном случае можно будет даже не распечатывать.
Подобный вариант с уходом Москвы «в отказ», можно предположить, белорусскими властями рассматривается и не только ради порядка. За последние пару месяцев Кремль более чем красноречиво дал понять Минску, что, а точнее — кто не устраивает Россию в отношениях с Беларусью, и какова может быть реакция, если этот кто-то получит мандант на очередной срок.
Российские аналитики без обиняков утверждают, что в отношении Лукашенко российский дуумвират занял принципиальную жесткую позицию, изменить которую официальный Минск уже не в состоянии. Мол, слишком много времени белорусский лидер водил Россию за нос. Поезд ушел, и сегодня никакие уступки со стороны Беларуси в расчет приниматься не будут.
Принципиальность позиции Кремля косвенно подтверждается фактически полным игнорированием «белорусского вопроса» российским руководством. Как Медведев, так и Путин от комментариев по проблеме отношений России и Беларуси уходят и на выпады со стороны официального Минска не отвечают даже в свойственной им ироничной манере.
Не проявляет Кремль и какого-либо интереса к скорым президентским выборам в Беларуси. Безразличие это, безусловно, напускное. Роль России в белорусских президентских выборах на этот раз, похоже, будет ключевой. И в Москве, наверняка, ситуацию изучили предметно и все возможные расклады просчитали.
До примитивных сценариев вроде ставки на своего человека Москва опускаться, конечно, не будет. От зоркого ока официального Минска такого кандидата не укрыть, это только дало бы возможность белорусским властям разыграть карту вмешательства во внутренние дела суверенного государства. А вот сделать соответствующие выводы по итогам отчетов своих наблюдателей (которые, кстати, полным составом могут влиться в миссию ОБСЕ, а не СНГ) в Кремле вполне способны.
Что же может противопоставить такому плану официальный Минск?
Каких-либо козырей, которыми можно бы было помахать перед носом у Москвы, у белорусских властей сегодня нет. Российские источники упорно твердят, что Кремль просто больше не хочет иметь дел именно с Лукашенко. Поэтому ни признание Абхазии и Южной Осетии, ни продажа интересующих российский бизнес активов, ни какие-либо иные «пряники» с истекшим сроком годности делу, очевидно, не помогут.
Единственный способ поломать кремлевские планы, как это не парадоксально — сыграть честно.
То есть провести выборы в наиполнейшем соответствии с законодательством. С либеральными условиями агитационных кампаний конкурентов (вплоть до дебатов на ТВ), с широким допуском представителей оппозиции и гражданского общества в комиссии всех уровней, в том числе и в участковые, с масштабными экзит-полами и прозрачными урнами. Но самое главное — с открытым подсчетом бюллетеней и контролем за этим процессом со стороны наблюдателей.
Только так в сегодняшних условиях действующая власть может минимизировать риск непризнания выборов. Причем сразу по всем направлениям.
«Если выборы признает Запад, то на мнение России Лукашенко будет наплевать», — считает редактор интернет-издания «Мы» Кирилл Позняк. При этом, с его точки зрения, «при признании белорусских выборов Западом противоположное заключение Москвы исключено».
И ничего фантастического в победе Лукашенко без пресловутого административного ресурса в принципе нет. Рейтинг официального лидера сегодня по-прежнему в разы больше рейтинга любого из его вероятных конкурентов из стана оппозиции. Это подтверждают не только структуры вроде Информационно-аналитического центра при Администрации президента, но и негосударственные социологические институты.
Конечно, в условиях повышенной политизации общества рейтинговые показатели Лукашенко упадут, а у оппозиционных кандидатов, напротив, подрастут. Но, как показывают предварительные опросы, для действующей власти это не критично. Да, 80% с хвостиком голосов по итогам честных выборов у Лукашенко уже не будет, но решить для себя все проблемы еще в первом туре он, наверняка, сможет.
Впрочем, в достаточном уровне поддержки Лукашенко в народе сегодня уверены далеко не все.
«Лукашенко заявляет о полной поддержке народа, его статистика дает 80% поддержки. Ну почему, имея такой перевес, не пойти на нормальные выборы? Только по одной причине: на самом деле такого перевеса у него нет. На самом деле все обстоит гораздо хуже», — отметил в интервью Газете.Ru один из потенциальных участников президентской кампании Владимир Некляев.
При честной битве за президентское кресло «элегантной победы» Лукашенко не добиться. «А скромная виктория действующего президента или добытая во втором туре станет колоссальной встряской политической ментальности наших граждан и политической ситуации в стране», — уверен Кирилл Позняк.
Впрочем, эксперт не считает, что Москва ставит перед собой цель сменить президента Беларуси уже на этих выборах. «Грядущие выборы в Кремле, скорее всего, рассматривают как один из этапов ослабления позиций Лукашенко, — говорит Кирилл Позняк. — Цель — заставить Лукашенко уйти к 2016 году».
Политический аналитик Андрей Федоров также считает крайне маловероятным вариант с непризнанием Москвой результатов президентских выборов в Беларуси: это «не только окончательно поставит крест на формальном существовании «союзного государства», но и оттолкнет Беларусь от реального участия во всех остальных формах постсоветской интеграции».
«Но вот затем, — полагает Федоров. — российские власти продолжат усиливать на официальный Минск давление во всех его видах, в первую очередь экономическое».
Дата президентских выборов, вопреки ожиданиям и низкому старту Центризбиркома, так пока и не назначена. Аналитики объясняют это явным замешательством властей, которые, можно предположить, просчитав все возможные форматы президентской кампании, столкнулись с проблемой выбора лучшего из зол.
Александр ЗАЙЦЕВ