Что осталось на трубе
Что осталось на трубе
О российско–немецком форуме |
Понадобилось два аэробуса, чтобы разместить всех желающих слетать в Россию вместе с Ангелой Меркель. В Екатеринбурге проходит очередной Петербургский диалог — созданный еще десять лет назад российско–немецкий форум на высшем уровне. В то время как немецкий канцлер беседует с российским Президентом о международной политике, бизнесмены двух стран обсуждают контракты. Политологи же сегодня говорят о негласном взаимовыгодном контракте ФРГ и РФ и его последствиях для остальной Европы.
За день до отлета Ангелу Меркель чествовали как «Европейца–2010». Это почетное звание ежегодно вручает датская организация «Европейское движение» людям, которые за прошедший год больше всего сделали для интеграции на континенте. Главе немецкого правительства вручили статуэтку датского солдата, который, по мнению наградного комитета, «охраняет датскую королеву с тем же рвением и упорством, с которым канцлер ФРГ стоит на страже европейского сотрудничества».
Несмотря на то что Берлин действительно больше всех вложил в спасение от банкротства Греции и евро, «железная» фрау в этом году выслушала как никогда много критики за свою работу на европейском поле. Например, за то, что спасительный кредит был брошен тонущей Греции с опозданием. Французский философ Андрэ Глюксман вообще обвинил ее в отходе от интересов единой Европы в сторону сотрудничества с Россией.
Надежды Германии на выход из кризиса связаны с Россией. С тем, что она за свои нефтедоллары будет покупать немецкие машины. Масштабная замена устаревшей экономики, или модернизация, — центральная идея президентства Дмитрия Медведева, и у него, судя по всему, деньги под это должны найтись. Американский деловой журнал «Форчун» недавно назвал «Газпром» самой прибыльной компанией мира по итогам 2009 года...
Москва, в свою очередь, надеется на помощь Берлина при покорении энергетического рынка Европы. ФРГ, как известно, успешно сыграла роль адвоката «Северного потока», когда другие государства ЕС обвиняли «Газпром» в том, что своим обходным газопроводом по дну Балтийского моря он пытается обойти их интересы. Накануне визита фрау Меркель на Урал в прессу просочилась информация о том, что российский газовый монополист пытается расколоть консорциум по строительству трубопровода «Набукко», единственного конкурента российским трубам в Европе. Москвичи якобы предложили эссенскому концерну RWE влиться в газпромовский «Южный поток».
Это неминуемо поставило бы под сомнение целесообразность участия немцев в проекте Евросоюза по диверсификации поставщиков сырья. Через «Набукко» в Европу напрямую должен попасть азербайджанский и туркменский газ. Сейчас поставки идут через территорию и на условиях России. Но, как пишет немецкая Handelsblatt, «речь здесь идет не столько о газе, сколько о власти». «Крупнейший в мире поставщик газа «Газпром» для Путина и Медведева даже важнее Красной Армии», — замечает издание.
Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер считает, что предложение «Газпрома» RWE — «это маневр, к которому нужно относиться как к проявлению конкуренции». По его оценке, экспорт газа играет решающую роль для доходной части российского бюджета, и «россияне хотели бы по возможности работать без конкурентов и быть единственным производителем и крупным торговцем газа». Однако еврокомиссар уверен, что «консорциум по строительству «Набукко» невозможно расколоть».
Интересы России и ЕС в некоторых сферах могут совпадать или не совпадать, говорит Эттингер. В проекте «Набукко», добавляет он, «интересы не совпадают». Российско–украинские и российско–белорусские газовые конфликты — одна из причин, почему Европа хотела бы уменьшить газовую зависимость от России. «Мы увидели, что в Восточной Европе существуют политические разногласия, для разрешения которых частично используется газовая тема. Это не должно происходить за счет Европы», — сказал Эттингер.
Как сообщается, Меркель намерена обсудить с Медведевым недавнюю «газовую войну» с Минском. Если в Берлине внимательно следили за перипетиями конфликта и знают все его обстоятельства, то разговор должен получиться интересным...
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО