Жертвы поневоле
Активисты гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев, Андрей Дмитриев и Сергей Возняк выпущены из изолятора временного содержания. При чем, по их собственным же словам, они «отпущены на свободу без всяких условий», однако возвращаться в правое русло не намерены. «Если у нас на офисе конфисковали железо, это не значит, что мы прекратим кампанию», - пафосно заявил Владимир Некляев в ходе импровизированной пресс-конференции, прошедшей возле Ленинского РОВД Минска, по случаю освобождения горе-демократов.
Информационный повод обставлен в традиционной претенциозной манере. Инцидент преподносится, как «покушение» белорусских властей на свободомыслие, однако факты говорят сами за себя. По мнению правоохранителей, деятельность этих людей имела мало общего с борьбой за свободу слова, да и в принципе, с политической конкуренцией, как всегда получившей новый импульс в преддверии очередной электоральной кампании. Основанием для задержания указанных граждан стала информация о совершении ими вполне конкретных преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а это, согласитесь, вполне конкретные статьи Уголовного кодекса. Кроме того, проведенные проверки показали, что итоговой целью гражданской кампании «Говори правду» являлось создание условий для смены действующей власти неконституционным путем, что в юриспруденции классифицируется, как «преступление против государства». В любой цивилизованной стране, не желающей довести себя до состояния анархии и гражданского раскола, подобного рода инициативы бескомпромиссно пресекаются. Желаете, господа оппозиционеры, реформировать систему, честно регистрируйтесь в качестве кандидатов на ответственные посты, идите к избирателям, доказывайте жизнеспособность и убедительность своей позиции, а не превращайте информационные поле в сточную канаву для передернутых фактов, клеветы и оскорбления чести и достоинства оппонентов.
Так называемая гражданская кампания «Говори правду» по своей сути опиралась на потенциал политических партий и спонсорскую помощь. Ее размеры весьма внушительны (более 1 миллиона долларов), а происхождение туманно. На имеющиеся в распоряжении активистов кампании деньги покупалось перо авторитетных журналистов, организовывались корпункты и общественные приемные, устанавливался контроль за независимыми изданиями. В офисах и служебных помещениях структуры правоохранители обнаружили и изъяли незадекларированные наличные средства на общую сумму свыше 100 долларов США. У одной из брестских активисток кампании конфисковано более 21 тысячи долларов, предназначавшихся для реализации политических акций. Выходит, что под шильдой «гражданской кампании» незаконно действовала незарегистрированная политическая организация, дурачившая как потенциальных избирателей, так и власть.
Во всяком случае, невольно напрашивается ряд вопросов, на которые вразумительных ответов никто не дает. Почему ведя активную политическую работу, организаторы открыто не заявили о своих намерениях? Зачем понадобилось маскировать свою деятельность под гражданскую кампанию? Там где нет прозрачности, невольно закрадываются сомнения. Может, не так уж неправы белорусские правоохранители? Окончательного судебного вердикта по делу пока нет, однако Некляв, Дмитриев и Возняк уже окружены романтическим ореолом «жертв». С точки зрения «черных» политтехнологов – ход может и эффективный, а вот с точки зрения профессиональной этики – вряд ли.