Контакты и контракты
Контакты и контракты
Оба самолета, которые перевозили белорусскую делегацию во главе с Президентом во время латиноамериканского турне, вернулись в Минск. Сейчас начинается кропотливая работа по реализации договоренностей, достигнутых в Бразилии и особенно в Венесуэле, где многие проекты уже стартовали. Перед вылетом домой я поговорил с первым вице–премьером Владимиром Семашко о том, что ему видится главными итогами визита. Пожалуй, из всех членов официальной делегации он за последние две недели совершил больше всего перелетов и, можно сказать, подготовил почву для обоих визитов Александра Лукашенко. Его оценки бразильской части поездки я уже передавал в материале из Рио–де–Жанейро, а вчера, разбирая диктофонные записи после командировки, еще раз прослушал ответы на мои вопросы по Венесуэле.
Из тех контрактов, которые на этот раз были подписаны в Каракасе, он выделяет документы о строительстве заводов. «Это я считаю самым значимым, — говорит Владимир Семашко. — Буквально за год с небольшим, к июлю будущего года, должны построить три мощных завода: по сборке тракторов мощностью 10 тысяч машин в год, сборочный завод МАЗ мощностью 5 тысяч единиц и сборочный завод по производству дорожно–строительной техники, прежде всего имеется в виду продукция «Амкодора».
Это будут еще более масштабные проекты, чем те, которые уже находятся в стадии реализации. Александр Лукашенко и Уго Чавес, напомню, вместе посещали стройплощадку в городе Маракай, где за год–полтора появится жилой район на 5 тысяч квартир. Всего на данный момент существует около десятка белорусско–венесуэльских строек. «На этот раз мы подписали контракт, согласно которому в другом венесуэльском городе, Баринасе, построим еще больший микрорайон, чем в Маракае, — на 10 тысяч квартир, — рассказал первый вице–премьер. — Что важно, микрорайон Баринасе будет находиться поблизости от сборочных производств МТЗ и МАЗ».
О том, что белорусы пришли в Венесуэлу всерьез и надолго, говорит намерение за год с небольшим построить сервисный центр по техобслуживанию и ремонту тяжелой автомобильной техники. Об этом рассказал председатель наблюдательного совета «Белзарубежстроя» (это предприятие ведет сразу несколько стройплощадок в латиноамериканской стране) Виктор Шевцов. По данным БЕЛТА, стоимость создания подобных предприятий варьируется в диапазоне от 5 до 10 миллионов долларов. «Финансирование проекта венесуэльской стороной задерживалось, поэтому было принято решение вкладывать собственные средства», — говорит Виктор Шевцов.
Заместитель министра архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, который также был в Каракасе и поставил свою подпись под несколькими договорами, назвал это решение «Белзарубежстроя» стратегически своевременным, так как «количество белорусской техники, поставляемой в Венесуэлу, увеличивается, вместе с этим растут и объемы работ по ремонту и техническому обслуживанию».
За последние годы Венесуэла закупила в Беларуси более 4 тысяч единиц дорожной и строительной техники. В основном это тракторы, МАЗы, БелАЗы, «Волаты». Кроме того, там работают 10 передвижных установок гомельской «Сейсмотехники» и несколько могилевских гидравлических самоходных кранов. Это уже сам по себе большой парк, и можно не сомневаться, что он будет увеличиваться.
Сейчас нашу технику в Венесуэле обслуживают белорусы, которые находятся там в командировке. Но такими ограниченными силами все сложнее справляться с заказами, нужен был новый подход. Через будущий центр за сутки будет проходить до 8 машин. Предусмотрен склад самых востребованных запчастей. Сервисный центр, что также немаловажно, будет готовить венесуэльцев на водителей и слесарей–ремонтников. Философия белорусского присутствия в Венесуэле состоит не в том, чтобы объять необъятное и командировать туда как можно больше белорусов, а в том, чтобы поделиться своим опытом...
Но, конечно, настоящей сенсацией стали нефтяные договоренности двух президентов. Венесуэла в этом году поставит 4 миллиона тонн нефти в Беларусь. Владимир Семашко рассказал о некоторых подробностях, которые не были высказаны во время подписания документов во дворце «Мирафлорес». «Стоит задача в ближайшие годы выйти как минимум на 10 миллионов тонн нефтедобычи в Венесуэле. Мы сегодня импортируем 21,5 миллиона тонн (из России. — Прим. И.К.), и 10 миллионов на этом фоне — очень значимая цифра, — говорит он. — Нефть будет доставляться железной дорогой. Первая пробная партия в 80 тысяч тонн нужна для того, чтобы отработать технологию на Мозырском НПЗ. Этому предшествовал визит венесуэльских специалистов в Беларусь. Они изучили возможности, специфику и Мозырского НПЗ, и Новополоцкого и пришли к выводу, что, поскольку Мозырский НПЗ ближе к черноморским портам, первая партия венесуэльской нефти будет переработана именно там. А дальше уже будет отработана окончательно логистика, продумана финансовая сторона вопроса. Конечно, трубопроводный транспорт выгоднее, чем железнодорожный, — в перспективе мы решим и этот вопрос. Понятно также, что нам ближе доставлять через Балтику — и тут есть определенный потенциал. Все это обсуждается, но это не сиюминутные решения, нам нужно некоторое время, чтобы все тщательно взвесить».
Слова Владимира Семашко подтверждают, что все задуманное в Венесуэле — реальные проекты, которые можно воплотить уже в самом ближайшем будущем.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО
Фото: БЕЛТА