Власти намеренно «охлаждают» отношения с Европой
Так в интервью БелаПАН он прокомментировал возможную реакцию Евросоюза и Совета Европы на две новые смертные казни.
«Это будет воспринято в Европе отрицательно, как еще один штрих того, что Беларусь не слишком заинтересована в том, чтобы идти по пути признания существующих в Европе ценностей. Но не думаю, что можно ожидать каких-то новых шагов со стороны Европы кроме тех, что уже сделаны. Беларуси поставлено условие — отмена смертной казни в обмен на возвращение статуса специального приглашенного в ПАСЕ. Но, видимо, для Минска не очень важен этот статус», — сказал Карбалевич.
Политолог подчеркнул, что белорусские власти «не слишком любят уступать, поэтому не хотят выполнять ультиматум». Однако, отметил он, есть более важная причина, почему в Беларуси решили привести данные приговоры в исполнение. «Беларусь не очень заинтересована, судя по всему, вступать в Совет Европы. Организация занимается гуманитарными вопросами, вопросами прав человека. А это как раз те вопросы, которые, с точки зрения Европы, в Беларуси являются очень проблемными», — сказал Карбалевич.
В случае присоединения Беларуси к СЕ на всех заседаниях любых структур Совета Европы будет обсуждаться ситуация в Беларуси. «Кроме того, если Беларусь станет полноценным членом СЕ, то белорусские граждане смогут обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека, — подчеркнул эксперт. — Это означает, что масса белорусов, обиженных существующим в стране правовым беспределом, начнут отправлять свои жалобы в Европейский суд, который будет все это проверять и требовать от белорусских властей исправить ситуацию. Эта головная боль белорусским властям не нужна, поэтому они формально заявляют о желании Минска присоединиться к СЕ, но реально ничего не делают».
Говоря о возможной реакции ЕС, Карбалевич не исключил, что Евросоюз сделает какое-то заявление. «Но таких заявлений было уже много. Пока они не подкреплены чем-то материальным, пока одновременно с резолюцией ЕС голосует за выделение Беларуси кредитов МФВ и Всемирного банка, то белорусские власти все устраивает. Теоретически ЕС может изменить тактику, если будет политическая воля. Но пока, судя по всему, в Европе новый тренд отношений с Беларусью — тренд диалога, втягивания в европейские процессы. И пока этот тренд не меняется», — резюмировал Карбалевич.
В свою очередь политолог Юрий Чаусов полагает, что официальный Минск намеренно идет на некоторое охлаждение отношений с Европой. «Мы сейчас находимся в том периоде, когда белорусские власти делают то, что откладывали на потом уже год-полтора в свете диалога с ЕС. Я имею в виду не только исполнение смертных приговоров, но и демонстративные действия против журналистов. Возможно, нас ожидают и демонстративные посадки в ходе рассмотрения дела Автуховича», — сказал Чаусов.
Он отметил, что в Беларуси начался «большой политической год», потому властям выгодно оттенять тему выборов другими вопросами. «Могут быть самые разные поводы, чтобы уходить от острых предвыборных вопросов. Можно ожидать шпионских скандалов и всего того, чем белорусские власти уже научились манипулировать в ходе этой достаточно продолжительной истории», — уверен эксперт.
Говоря о возможной реакции ЕС, Чаусов отметил: «Евросоюз, конечно, дорожит диалогом с белорусским режимом, но это та структура, где есть политическое влияние, где есть Европарламент, который не может закрывать глаза на ситуацию. Скорее всего, мы со стороны ЕС увидим жесткие оценки и некоторое замораживание отношений. Это произойдет не только в связи со смертными казнями, но с и общим усилением репрессий. 2010 год должен стать годом притормаживания диалога, его фиксации на том состоянии, которое есть сейчас».
В то же время Совет Европы, по мнению Чаусова, может придерживаться несколько иной тактики. «Это организация, для которой вопросы прав человека и отмены смертной казни являются очень важными. С одной стороны, реакция будет недоумевающей. Но с другой — для СЕ белорусское направление в политическом смысле является приоритетным, поэтому, скорее всего, это не приведет к заметному сворачиванию отношений. Наоборот, активизируется политика СЕ, направленная на то, чтобы принудить Беларусь отказаться от смертной казни, показать все выгоды присоединения к семье европейских народов без смертной казни», — считает эксперт.