Cоюз раздора

Источник материала:  
Cоюз раздораПриговоры белорусским активистам польского происхождения, вынесенные на прошлой неделе, могут привести к охлаждению отношений между Евросоюзом и Беларусью."Провал польской политики в направлении Беларуси", - так польская оппозиция окрестила неспособность министра иностранных дел Радослава Сикорского добиться улучшения положения Анжелики Борис и других активистов польского меньшинства, легитимность которых не признает официальный Минск. Неосторожное обещание Сикорского провести "мужской разговор" с белорусским коллегой Сергеем Мартыновым и бессилие по поводу очередных судебных приговоров сделало его легкой добычей критики.

Однако ситуация с Союзом поляков на Беларуси находится в неразрешенном состоянии с 2005 г., когда белорусское руководство не признало избрание председателем СПБ Анжелику Борис, а Варшава не признала провластного председателя СПБ.

По мнению эксперта "Центра восточных исследований" Адама Эберхардта, одними заявлениями тут не обойтись: политика Польши в отношении Беларуси полностью подчиняется правилам игры официального Минска. Как отмечает эксперт, "пряник уже съеден, а кнут слишком слаб". Поэтому стоит искать новые инструменты - в частности, за счет укрепившейся после 2009 г. позиции Польши в органах власти Евросоюза.

В отличие от 2005 г., когда Польшу воспринимали как малоизвестного, но упрямого новичка Евросоюза, сейчас у Варшавы есть больше инструментов воздействия на ситуацию. В частности, Польша может приостановить охват Беларуси программами Северного совета, исключить нашу страну из части программ "Восточного партнерства" и даже - учитывая, что кредит от МВФ для Беларуси курирует директор Европейского отдела, экс-премьер Польши Марек Белька, - затормозить выплату очередного транша западных кредитов.

Усилилось и влияние Польши в Европейском парламенте. Спикером Европарламента является польский политик Ежи Бузек, что позволило Польше добиться быстрого рассмотрения вопроса евродепутатами. Уже на текущей неделе на специальной мини-сессии парламентарии решат, что делать с Беларусью.

По словам Е. Бузека, вполне вероятно, что в Беларусь отправится специальная миссия от ЕС, которая займется проверкой ситуации с национальными меньшинствами. Он также предвидит, что до подведения итогов этой проверки белорусским властям "не стоит ожидать кредитов, приглашений в Европу и других видов помощи".

Однако даже если Европарламент примет отдельную резолюцию по Беларуси, основные решения по поводу возможного изменения политики в отношении Беларуси будут приниматься в других институтах Брюсселя. Прежде всего - в Еврокомиссии и в кабинете нового министра иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон.

Чиновники высокого уровня пока не спешат заявлять о громких мерах. Так, еврокомиссар от Польши Януш Левандовски утверждает, что "настроения на линии Варшава - Минск так переменчивы, что нужно пробовать и кнут, и пряник, и проверять, что даст лучшие результаты".

Кэтрин Эштон 16 февраля заявила, что "следит за ситуацией в Беларуси" и что "навязывание властями Союзу поляков руководства" является не чем иным, как "подрывом политики укрепления отношений между Евросоюзом и Беларусью".

Однако она отказалась в ближайшее время встречаться для обсуждения белорусского вопроса с Р. Сикорским и предпочла перенести дискуссию на заседание министров иностранных дел ЕС 22 февраля.

Готовясь к заседанию, польская сторона искала поддержки у глав других МИДов стран Евросоюза, но те воздержались от резких оценок, даже принимая заявления солидарности. Так, пресс-секретарь французского МИДа Бернар Валеро, с одной стороны, призвал белорусские власти "обеспечить права всех своих граждан, включая польское национальное меньшинство", но, с другой, сообщил, что Париж поддерживает Варшаву в ее политике ведения диалога с белорусским руководством.

Таким образом, основные решения по Беларуси будут приняты на текущей неделе. Министры, депутаты и еврочиновники должны установить, являются ли нарушения прав человека в Беларуси на данном этапе достаточно серьезными, чтобы заморозить отношения с официальным Минском.

Минск, видимо, надеется, что этого не произойдет, и активно доносит до противоположной стороны свою точку зрения. Так, в субботу, 20 февраля, польские СМИ распространили заявление посла Беларуси в Польше Виктора Гайсенка.

Посол утверждает, что Беларусь столкнулась с "открытым и беспрецедентным давлением, граничащим с вмешательством во внутренние дела". "Нас обвиняют чуть ли не в геноциде польского меньшинства. Для каждого разумного человека абсурдность таких обвинений очевидна", - говорится в заявлении.

Ранее В. Гайсенок утверждал, что это Варшава, а не белорусская милиция и власти вносит раскол в польское меньшинство в Беларуси, а опечатанный в Ивенце Дом польский по-прежнему находится "в руках поляков".

Посол также дал развернутый комментарий газете "Супер Экспресс", где пожаловался, что ему, "высшему представителю Беларуси в Польше", почти не звонят польские журналисты, и похвалил издание за демократичность.

Между тем солидарность с арестованными и задержанными поляками - Игорем Банцером и другими - выражает все большее количество организаций. На прошлой неделе в Варшаве был создан Комитет помощи полякам в Беларуси, в поддержку польского меньшинства выступили представитель Союза немецкого меньшинства в Польше и другие общественные активисты.

Эксперты призывают смотреть на проблему шире, чем просто на преследование по национальному признаку. B статье для газеты Rzeczpospolita директор телеканала "Белсат" Агнешка Ромашевска утверждает, что деятельность белорусских властей направлена не на одну конкретную нацию и является не проявлением этнической дискриминации, а скорее обычной политикой, направленной на крупные независимые неправительственные организации.

Об этом говорил в интервью для издания Gazeta Wyborcza и политик Александр Милинкевич. Он напомнил, что власти не регистрируют Партию белорусских христианских демократов и молодежную организацию "Малады фронт".

И все же, как бы остро ни стоял "польский вопрос", сейчас, обсуждая  отношения с Беларусью, даже в самой Польше не призывают к полному их разрыву. Подписанный договор о малом приграничном движении не будут замораживать, а список чиновников, которым может быть запрещен въезд в Польшу, пока не обнародован.

Как отмечает Gazeta Wyborcza, решение исключить Беларусь из "Восточного партнерства" и других программ может свести на нет все усилия Варшавы "приблизить Беларусь к ЕС". Это хорошо понимают в Брюсселе и поэтому не спешат принимать санкции.

И в Минске поэтому не спешат демонстрировать понимание польской позиции.
←Анжелика Борис встретится с президентом Польши

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика