"Мы станем европейцами тогда, когда Европа начнет покупать наши МАЗы"
интернет-издание "Завтра твоей страны"
Белорусы все прагматичнее выбирают друзей. Это очень ярко проявляется при ответе реcпондентов на вопрос: с кем быть Беларуси - с Евросоюзом или с Россией?
Если к России наступает охлаждение по причине «газовых, молочных и нефтяных войн», то концентрированная формула общественного мнения в отношении Европы звучит так: «Мы станем европейцами тогда, когда Европа станет покупать наши МАЗы».
Как показывают социологические исследования, во время «газовой войны» в декабре 2006 - январе 2007 года ориентация белорусов на Россию упала примерно на 10%.
- Этот ощутимый ценностный обвал произошел всего за один месяц. Теоретически это почти невозможное событие, но так случилось, - констатировал директор социометрической лаборатории "Новак" Андрей Вардомацкий на конференции Белорусского института стратегических исследований (Литва) «Путь Беларуси в Европе».
С другой стороны, в настроениях белорусов начало происходить усиление европейского вектора. Но оно не носило зеркальный характер: ориентация на Россию понизилась в два раза больше, чем выросли симпатии к Европе. Социологи прогнозировали, что с этой точки процесс роста европейской ориентации белорусов пойдет непрерывно, но этого не произошло даже после того, как власти принялись налаживать отношения с Европой.
- Общественное мнение - весьма инертное образование. За столь короткий промежуток времени оно не способно отреагировать на геополитические ориентации, которые происходят в «верхах», - поясняет Андрей Вардомацкий. - Белорусский народ не ощущает пока экономических последствий от сотрудничества с Европой. Многочисленные визиты высокопоставленных европейских чиновников не воспринимаются широким общественным мнением как признак перемен и улучшения отношений.
Именно по этой причине социсследования полностью опровергают обыденное представление о том, что среди жителей белорусской столицы доминирует европейская ментальность. В Минске как раз, в отличие от Гродненской или Брестской областей, 52% респондентов смотрят в сторону России и только 28,4% готовы дружить с Европой.
- На самом деле, это вполне объяснимо: в Минске находятся основные индустриальные гиганты, тот же МАЗ. Они же являются бюджетообразующими, а основной рынок сбыта их продукции находится в России, - комментирует Андрей Вардомацкий.
Так экономическое проникает в геополитическое.
Основными рынками сбыта грузовых автомобилей производства Минского автозавода за пределы Беларуси являются Россия и страны СНГ - на их долю приходится порядка 80% экспорта автомобильного гиганта. После объединения Европы его позиции ослабели даже в восточноевропейских странах. Впрочем, экспорт МАЗа в страны дальнего зарубежья никогда и не был выше 15%. Сейчас, если верить данным, размещенным на сайте предприятия - это 10%.
Так есть ли у белорусов шанс стать европейцами - в смысле станет ли Европа хоть когда-нибудь покупать наши МАЗы в количестве, достаточном для коренной геополитической переориентации белорусов?
- Это очень популистская интерпретация, - отмечает экономист Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Дмитрий Крук. - Европа начнет покупать наши МАЗы, когда они будут конкурентоспособны. А для повышения конкурентоспособности у Беларуси сейчас не так уж и много возможностей. Вопрос в том, какая экономическая политика в большей мере этому поспособствует. Однозначного ответа здесь ни у кого в мире не найдется. А сколько это может занять времени, зависит от избранной стратегии и типа проводимой экономической политики. Но это в любом случае совсем не близкая перспектива.
В то же время Дмитрий Крук обращает внимание на то, что и на российском рынке белорусские грузовики утрачивают свои позиции. Эксперт подчеркивает: в 2009 году наблюдалось весьма существенное падение объемов поставок продукции МАЗ на российский рынок, где с нарастанием кризисных тенденций произошло смещение значительного объема спроса от автомобилей импортных к российским. Основным конкурентом белорусского предприятия в России выступает ОАО «КАМАЗ», производящий продукцию того же класса.
- Это существенно изменяет конкурентную среду. Нивелируется специфика конкурентных преимуществ белорусских производителей в виде лучшего доступа на российский рынок, доступа к системе государственных закупок, - отмечает экономист.
В принципе, интеграционные настроения белорусов вполне отражают и эту экономическую тенденцию. На конкретные вопросы социологов о том, должна ли Беларусь стать членом Евросоюза или войти в состав России, две трети белорусов настроены однозначно: «не входить ни в какие союзы», то есть быть независимыми.
- Эта позиция за последние годы у жителей страны усилилась. Они все больше идентифицируют себя государством «Республика Беларусь» и хотят видеть его независимым, - говорит Андрей Вардомацкий.