По закону и по совести. Избирательная кампания — проверка журналистов на порядочность и профессионализм
Но все ли СМИ готовы к такому экзамену? И как должна освещаться избирательная кампания, ведь не секрет, что выборы в общественном сознании воспринимаются так, как их преподносят в средствах массовой информации. Эти и другие вопросы обсуждали журналисты, политики и эксперты на республиканском семинаре в Минске.
— От журналистов зависит, будет ли медийное поле Беларуси в период предстоящих выборов цивилизованным и качественным медийным пространством или превратится в некий “блошиный” рынок, на котором все продается за гроши, поштучно и пакетами, — задала тон дискуссии первый заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич.По ее мнению, в последнее время белорусские СМИ ударились в “клубничку” и “желтизну”, пытаясь отыскать жареные, не всегда стоящие внимания факты. При этом в тени остаются интересы тех людей, о ком пишут, игнорируются возможные последствия той или иной публикации для самого общества. И если в обыденной, личной жизни мы при необходимости дозируем информацию, стремимся не давать своим близким лишних поводов для волнений, то почему же некоторые СМИ пытаются внести колоссальную сумятицу в общество, раздувая какой-то скандал или сенсацию и сдабривая все это пестрым и бойким заголовком?! При освещении любой темы, в том числе выборов, журналисты обязательно должны взвешивать две составляющие: свободу и открытость информации (ее никто не отменял) и те последствия, которые она может вызвать в обществе.Пример формирования негативного мнения об избирательном процессе привела председатель ЦИК Лидия Ермошина. Еще перед первым туром президентских выборов в Украине ряд СМИ и политических экспертов увлеченно смаковали вопрос о возможности фальсификации итогов голосования Центризбиркомом в зависимости от партийной принадлежности членов комиссий. Такие вбросы дезинформации не имеют ничего общего с истинной ролью Центризбиркома и формируют у избирателей заведомо негативное отношение к объявленному результату. Увы, позиция очернения всегда имеет больше шансов на успех, потому что опирается на общечеловеческую склонность скорее верить в плохое, чем в хорошее, подчеркнула Лидия Ермошина.Действующее в Беларуси избирательное законодательство сполна обеспечивает прозрачность и конкурентность выборов. Отчасти подтверждением тому является наблюдаемая в ходе нынешней избирательной кампании активность граждан и политических сил. Только за два дня с момента объявления о начале выдвижения кандидатов в депутаты более 3,5 тысячи инициативных групп по сбору подписей уже подали заявления о регистрации в избиркомы.
В тему
Сегодня в стране зарегистрировано 1209 средств массовой информации, в том числе 230 телерадиопрограмм и 8 информационных агентств. Две трети информационного поля занимают негосударственные СМИ. Такие данные привела первый заместитель министра информации Лилия Ананич. По ее словам, перерегистрация проходила в максимально комфортных условиях в течение одного года. Но даже этого времени некоторым не хватило: по не зависящим от Министерства информации причинам 250 СМИ не прошли перерегистрацию. Вместе с тем на информационном рынке Беларуси появилось более 150 новых периодических изданий.