Между Россией и Европой
23.11.2009
—
Новости Политики
На это обратил внимание директор Московского центра Карнеги Дмитрий ТРЕНИН в своем выступлении 5 ноября на Минском форуме.
Европейский вектор, по его словам, связан с необходимостью модернизации, "с болью, с тяжестью, с огромными потерями, которые несет с собой модернизация", в то время как российский этого не требует.
"Если европейский вектор на самом деле интеграционный, то российский - нет. Россия действительно не предлагает этого, потому что понимает: за любую интеграцию кто-то должен платить. За интеграцию Европы в огромной степени заплатила Западная Германия. Россия не хочет платить за интеграцию независимых государств, даже если она будет лидером этих государств", - отметил эксперт.
Он считает, что выбор, который придется сделать Беларуси между двумя векторами, "будет сделан с учетом этого обстоятельства".
По мнению Д. Тренина, на нынешнем этапе Россия является постимперской страной и стремится утвердить себя в качестве центра силы. В политической сфере ей близки лояльные партнеры - государства, которые не делают того, что явно не нравится РФ, которые вступают в ОДКБ, а если не вступают, то, по крайней мере, не вступают в НАТО.
Что же касается экономического сотрудничества, то, по мнению эксперта, "это не столько интеграция, сколько предоставление российскому капиталу возможностей для продвижения экспансии".
"Вот такой центр силы, который рассматривается как равновеликий к другим центрам силы - Америке, Китаю и в некоторой степени - Европе", - сказал эксперт.
Состоится ли Беларусь как суверенное государство?
"На мой взгляд, этот вопрос решен, и решен иронично. Тот человек, который выдвинул концепцию Союзного государства, чтобы стать его руководителем, а затем использовал эту концепцию в течение следующего десятилетия для того, чтобы получать дотации, оказался создателем независимого государства. Воля власти, которая есть у этого человека, и добавила суверенитета стране", - отметил Д. Тренин.
Так что, резюмировал он далее, "белорусский суверенитет в огромной степени является продуктом воли власти этого человека".
Говоря об итогах почти двух десятилетий российско-белорусского сближения, эксперт сделал два вывода.
Первый, по его словам, самый важный: государственное объединение двух стран, которое было реальным во второй половине 90-х годов, больше не актуально. "Беларусь - суверенное государство, так оно и будет", - констатировал Д. Тренин.
Второй вывод. Существующий режим в Беларуси оказался крайне сложным для российской власти. "Многие говорят, что якобы с тоталитарным правителем легче договариваться. Но, оказывается, совсем не так. Москве гораздо проще договариваться с Украиной, где можно играть с теми или иными политиками. В отношении Беларуси так не получается", - отметил эксперт.
По его словам, в Беларуси отсутствуют возможности для давления, потому что на белорусском политическом поле нет свободы маневра.
Что же касается формулы, которой придерживается Россия в отношениях со своими партнерами, - контакты в обмен на демократию и лояльность, то она больше выгодна Минску, чем Москве, считает эксперт.
По его мнению, Беларусь "однозначно не входит в российскую сферу влияния". В сферу влияния РФ сегодня входят только два субъекта - Абхазия и Южная Осетия, считает Д. Тренин. Все остальные государства имеют разные интересы, но каждое преследует свои цели.
Беларусь сейчас осваивает разновекторную политику между РФ и Европой. "Это нормальная политика для страны, расположенной, с одной стороны, между ЕС и РФ, а с другой - теснейшим образом связанной с РФ", - отметил эксперт.
"Восточное партнерство", по словам Д. Тренина, всего лишь открыло глаза на эту ситуацию, "которая была скрытой, а теперь стала более явной".
По его мнению, РФ не удалось занять важнейшие позиции в белорусской экономике через приватизацию, "и это является серьезной проблемой для РФ с точки зрения выстраивания необходимых отношений". Поэтому конфликты, которые возникали и будут возникать, "это не хорошо и не плохо, - это инструмент временного решения проблем", - считает Д. Тренин.
В то же время, подчеркнул он, за пределами политической сферы между белорусами и россиянами сохраняются самые тесные и близкие отношения.
Говоря о перспективах отношений Беларуси и России, эксперт назвал три сценария.
Наиболее вероятным сценарием он назвал сохранение в сложившихся отношениях инерционности.
"Это углубление суверенитета Беларуси, более сбалансированные отношения с РФ и Европой. Интеграция довольно поверхностна. Таможенный союз возможен, а вот экономического союза вряд ли можно ожидать, поскольку в странах разные экономики", - подчеркнул эксперт.
Второй сценарий: если продекларированная политика Беларуси в отношении Европы будет действительно реализовываться, то демократизация в Беларуси сделает европейский вектор однозначно определяющим, считает Д. Тренин. "Тогда модернизация пойдет через приватизацию", - сказал он.
Третий сценарий связан с возможным политическим поворотом в России. "Если в Москве сочтут, что главное для страны - модернизация, а не разговоры (иначе вместо модернизации может быть маргинализация), если эта цель будет воспринята, тогда следующая цель - Европа, важнейший партнер по модернизации страны", - подчеркнул эксперт. По его словам, осуществить модернизацию самостоятельно Россия не сможет.
Если Россия изменит свою внешнюю политику, тогда не будет идти речь о сферах влияния. "У России - большой потенциал привлечения к себе. Но пока этот потенциал не используется и не может быть использован в рамках нынешней ситуации", - резюмировал эксперт.
Европейский вектор, по его словам, связан с необходимостью модернизации, "с болью, с тяжестью, с огромными потерями, которые несет с собой модернизация", в то время как российский этого не требует.
"Если европейский вектор на самом деле интеграционный, то российский - нет. Россия действительно не предлагает этого, потому что понимает: за любую интеграцию кто-то должен платить. За интеграцию Европы в огромной степени заплатила Западная Германия. Россия не хочет платить за интеграцию независимых государств, даже если она будет лидером этих государств", - отметил эксперт.
Он считает, что выбор, который придется сделать Беларуси между двумя векторами, "будет сделан с учетом этого обстоятельства".
По мнению Д. Тренина, на нынешнем этапе Россия является постимперской страной и стремится утвердить себя в качестве центра силы. В политической сфере ей близки лояльные партнеры - государства, которые не делают того, что явно не нравится РФ, которые вступают в ОДКБ, а если не вступают, то, по крайней мере, не вступают в НАТО.
Что же касается экономического сотрудничества, то, по мнению эксперта, "это не столько интеграция, сколько предоставление российскому капиталу возможностей для продвижения экспансии".
"Вот такой центр силы, который рассматривается как равновеликий к другим центрам силы - Америке, Китаю и в некоторой степени - Европе", - сказал эксперт.
Состоится ли Беларусь как суверенное государство?
"На мой взгляд, этот вопрос решен, и решен иронично. Тот человек, который выдвинул концепцию Союзного государства, чтобы стать его руководителем, а затем использовал эту концепцию в течение следующего десятилетия для того, чтобы получать дотации, оказался создателем независимого государства. Воля власти, которая есть у этого человека, и добавила суверенитета стране", - отметил Д. Тренин.
Так что, резюмировал он далее, "белорусский суверенитет в огромной степени является продуктом воли власти этого человека".
Говоря об итогах почти двух десятилетий российско-белорусского сближения, эксперт сделал два вывода.
Первый, по его словам, самый важный: государственное объединение двух стран, которое было реальным во второй половине 90-х годов, больше не актуально. "Беларусь - суверенное государство, так оно и будет", - констатировал Д. Тренин.
Второй вывод. Существующий режим в Беларуси оказался крайне сложным для российской власти. "Многие говорят, что якобы с тоталитарным правителем легче договариваться. Но, оказывается, совсем не так. Москве гораздо проще договариваться с Украиной, где можно играть с теми или иными политиками. В отношении Беларуси так не получается", - отметил эксперт.
По его словам, в Беларуси отсутствуют возможности для давления, потому что на белорусском политическом поле нет свободы маневра.
Что же касается формулы, которой придерживается Россия в отношениях со своими партнерами, - контакты в обмен на демократию и лояльность, то она больше выгодна Минску, чем Москве, считает эксперт.
По его мнению, Беларусь "однозначно не входит в российскую сферу влияния". В сферу влияния РФ сегодня входят только два субъекта - Абхазия и Южная Осетия, считает Д. Тренин. Все остальные государства имеют разные интересы, но каждое преследует свои цели.
Беларусь сейчас осваивает разновекторную политику между РФ и Европой. "Это нормальная политика для страны, расположенной, с одной стороны, между ЕС и РФ, а с другой - теснейшим образом связанной с РФ", - отметил эксперт.
"Восточное партнерство", по словам Д. Тренина, всего лишь открыло глаза на эту ситуацию, "которая была скрытой, а теперь стала более явной".
По его мнению, РФ не удалось занять важнейшие позиции в белорусской экономике через приватизацию, "и это является серьезной проблемой для РФ с точки зрения выстраивания необходимых отношений". Поэтому конфликты, которые возникали и будут возникать, "это не хорошо и не плохо, - это инструмент временного решения проблем", - считает Д. Тренин.
В то же время, подчеркнул он, за пределами политической сферы между белорусами и россиянами сохраняются самые тесные и близкие отношения.
Говоря о перспективах отношений Беларуси и России, эксперт назвал три сценария.
Наиболее вероятным сценарием он назвал сохранение в сложившихся отношениях инерционности.
"Это углубление суверенитета Беларуси, более сбалансированные отношения с РФ и Европой. Интеграция довольно поверхностна. Таможенный союз возможен, а вот экономического союза вряд ли можно ожидать, поскольку в странах разные экономики", - подчеркнул эксперт.
Второй сценарий: если продекларированная политика Беларуси в отношении Европы будет действительно реализовываться, то демократизация в Беларуси сделает европейский вектор однозначно определяющим, считает Д. Тренин. "Тогда модернизация пойдет через приватизацию", - сказал он.
Третий сценарий связан с возможным политическим поворотом в России. "Если в Москве сочтут, что главное для страны - модернизация, а не разговоры (иначе вместо модернизации может быть маргинализация), если эта цель будет воспринята, тогда следующая цель - Европа, важнейший партнер по модернизации страны", - подчеркнул эксперт. По его словам, осуществить модернизацию самостоятельно Россия не сможет.
Если Россия изменит свою внешнюю политику, тогда не будет идти речь о сферах влияния. "У России - большой потенциал привлечения к себе. Но пока этот потенциал не используется и не может быть использован в рамках нынешней ситуации", - резюмировал эксперт.