ОПЕРАЦИЯ «СМЕНА ВЕХ»
23.09.2009
—
Новости Политики
Если оглянуться назад и прогуляться по протоптанной человечеством столбовой дороге Истории, то на ее обочине мы увидим не только верстовые столбы, отсчитывающие прожитые нами годы, но и разноцветные вехи, которыми отмечены важнейшие исторические события.
Так, на 70-м, образно говоря, километре этого воображаемого шоссе установлена веха, напоминающая, что 17 сентября 1939 года произошло воссоединение Западной и Восточной Беларуси. Признаюсь, что эта светлая веха белорусской истории имеет для меня глубокий личный смысл. Дата, которую мы отметили на прошлой неделе, во многом определила мою судьбу. Дело в том, что в 1939 году мой отец, уроженец Брянской области, был после окончания Московского института распределен на работу куда-то в Заполярье. Ехать в район вечной мерзлоты он не хотел, поэтому в числе первых откликнулся на призыв поработать в Западной Беларуси, и уже через несколько недель прибыл в Гродно. После войны родители перебрались в Минск, где вскоре на свет появился я. Вот и получается: то, что мне посчастливилось родиться и жить в Белой Руси, а белых полярных медведей наблюдать только в зоопарке, было предрешено в судьбоносный день 17 сентября 1939 года.
Однако, как говаривали советские остряки, мы живем в стране с непредсказуемым прошлым, в которой желание переписать нашу историю превратилось в своего рода забаву, которой с азартом предаются люди определенного склада. Причем не только на постсоветском пространстве.
К семидесятилетию воссоединения Беларуси их азарт, похоже, стал просто патологическим. Складывается впечатление, что желание перекрасить в черный цвет, а то и просто сбросить в придорожный кювет историческую веху, связанную с событиями 17 сентября 1939 года, кое у кого просто не имеет границ. Моральных в том числе. Судите сами.
Начнем с отечественных «вехосносителей». Интересная информация пришла к нам из Бреста. Оказывается, еще год назад власти областного центра приняли решение установить на пересечении ул. Московской и пр. Республики памятный знак, посвященный 70-летию воссоединения Западной Беларуси с БССР. Против этого, казалось бы, понятного любому любящему свою страну гражданину решения резко выступил некий местный «краевед и координатор» скандально известной радикальной общественной организации, направивший несколько писем главе города. С чем же не согласен и чего добивается радикальный «краевед и координатор»? Не поверите, но он полагает, что день 17 сентября 1939 года — «кровавое событие в истории Брестчины», которое не стоит чествовать и которое не заслуживает положительной оценки, что «территория Западной Беларуси была силой присоединена к СССР, а это лишило белорусов возможности создать несоветское государство путем присоединения Восточной Беларуси к Западной». Другими словами, освободительный поход в сентябре 1939 года должна была совершить не Красная, а... Польская армия. Совершить, чтобы создать некую «несоветскую Беларусь» (или, может, для того, чтобы расширить «кресы всходне»?)
Короче, надо вырвать эту историческую веху и вычеркнуть ее из нашей памяти, а взамен установить в Бресте «памятный знак, посвященный событиям XVII века, когда на брестской земле полыхала война между Речью Посполитой и Московским государством. Поясню, что «краевед» имеет в виду взятие города и Брестского замка войсками князя Хованского 13 января 1660 года, «когда всё было разорено и уничтожены книги Магдебургского права».
Такие вот мысли, такие предложения... Хорошо, что хоть на немедленном переносе Белорусско-польской границы под Молодечно (где она проходила в 1939 году) «краевед» пока категорически не настаивает!
Ожидать чего-то другого от наших «радикальных краеведов» было бы, согласитесь, наивным. Хотя, надо признать, им есть кому подражать…
Вот, например, недавно в Гданьске на встрече, посвященной началу Второй мировой войны, один из руководителей соседнего государства заявил, что в сентябре 1939 года СССР «нанес Польше удар в спину». О том, что в начале 20-х годов сама Польша нанесла точно такой же удар в спину своему восточному соседу он, естественно, вспоминать не стал. Но ведь именно в результате того удара Польша и прибрала к рукам Западную Украину и Западную Беларусь!
Посмотрим, наконец, на цивилизованную и толерантную Европу и увидим, что и она играет в те же кощунственные игры. Так, 3 июля с.г. Парламентская Ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию, в которой даны оценки действиям Германии и СССР в канун Второй мировой войны, а также предложено сделать день подписания секретного пакта Молотова — Риббентропа (23 августа 1939 года) «днём памяти жертв нацизма и сталинизма». Получается, что в развязывании Второй мировой войны СССР виноват не менее фашистской Германии! Еще дальше пошел достаточно известный российский писатель, договорившийся на страницах популярной газеты до того, что к власти Гитлера привел не кто иной, как... Сталин.
Заметим, что и «радикальные краеведы», и беспамятные государственные деятели, и литераторы, и еврочиновники, делая свои бредовые заявления, ссылаются на один и тот же документ — пакт Молотова-Риббентропа. Поэтому поговорить об этом пакте следует более подробно. Но это уже в следующем номере.
(Окончание следует)
Виктор ЧИКИН