Брюссель и Минск строят "прагматичный диалог"
До августа прошлого года начало диалога с Западом тормозил тот факт, что в Беларуси оставались те, кого в Брюсселе и Вашингтоне считали политическими заключенными. Их досрочное освобождение позволило Евросоюзу и США сделать свои шаги навстречу. Но и сегодня перспективы развития отношений с Западом, равно как и внутриполитического развития страны, не менее туманны, чем год назад.
Через несколько дней после окончания
военного конфликта между Россией и Грузией, 16 августа
2008 года был амнистирован экс-кандидат в президенты
Александр Козулин, 20 августа на свободу вышли активист
движения предпринимателей Сергей Парсюкевич и молодежный
активист Андрей Ким. Запад, озабоченный войной на
Кавказе, без промедления отреагировал на важные перемены
в Беларуси.
Политику изоляции и жесткой риторики Брюссель сменил на
гибкий подход, редуцировав 12 условий до пяти
рекомендаций. Первый пункт - освобождение
политзаключенных - теперь упоминается последним. В конце
июня в Минске еврокомиссар по внешним связям Бенита
Ферреро-Вальднер формулировала его предельно абстрактно -
как снятие ограничений для свободы личности.
С оглядкой на новую геополитическую ситуацию и
собственные интересы Брюссель и Минск строят
"прагматичный диалог".
Так, несмотря на то, что парламентские выборы в сентябре
2008 года ОБСЕ не признала демократическими, ЕС решил
частично приостановить визовые санкции в отношении
нескольких десятков белорусских чиновников. В феврале
2009 года в Минске лично побывал генсек Совета ЕС Хавьер
Солана. В марте (фактически в качестве аванса) санкции
были приостановлены еще на 9 месяцев, а в мае Беларусь
официально вошла в новую политику ЕС "Восточное
партнерство".
В свою очередь, Минск меняет риторику и делает мелкие
реверансы в сторону западных партнеров. Так, в 2008 году
в государственную систему распространения вернулись два
из 15 независимых изданий, с которыми контракты были
разорваны в 2005 году. Кроме того, с четвертой попытки
получило регистрацию движение "За свободу", которое
возглавляет бывший кандидат в президенты Александр
Милинкевич. С участием международных экспертов прошел ряд
семинаров: дискутировались вопросы свободы прессы, новый
закон о СМИ. При госаппарате создан ряд консультационных
советов с участием независимых экспертов и представителей
гражданского общества, разрабатываются предложения об
изменении избирательного законодательства.
Евросоюз приветствовал все эти шаги. Особенно
еврочиновники отмечают тот факт, что Минск до сих пор не
признал независимость Южной Осетии и Абхазии, а также
начал диалог по вопросам прав человека. Брюссель
рассчитывает на новые шаги навстречу и надеется, что они
будут менее декоративными. При этом ЕС не навязывает
Беларуси конкретных решений, не ставит жестких условий
расширения отношений, надеясь достичь большего через
диалог.
Ну а вопрос политзаключенных и Минск, и Брюссель, похоже,
стараются спустить на тормозах. Так, Евросоюз не спешит
вешать ярлыки, "создавая" новых, а белорусские власти тем
временем тихо, в размеренном темпе амнистируют тех, кто
уже признан узником совести или же в ходе следствия попал
в поле зрения международных правозащитников.
Из фигурантов "дела 14", активистов, которые были
осуждены за участие в акции в поддержку предпринимателей
в январе 2008 года, сегодня один остается за решеткой, а
пять отбывают наказание в виде ограничения свободы,
остальные амнистированы.
В начале августа оказался на свободе предприниматель из
Волковыска Юрий Леонов. Он был задержан 8 февраля 2009
года вместе с активистами предпринимательского движения
Николаем Автуховичем и Владимиром Осипенко, их
подозревают в умышленных поджогах и взрывах имущества
чиновников Волковысского района, незаконном хранении
взрывчатых веществ и огнестрельного оружия. В отношении
Автуховича также возбуждено уголовное дело по ст. 359 УК
(террористический акт).
Итак, к чему привели 12 месяцев диалога и кулуарных
встреч?
Политолог Виталий Силицкий в беседе с БелаПАН говорит о
реальных внешнеполитических переменах. Действительно,
Беларусь строит отношения и с ЕС, и с Россией, что
заметно и по уступкам Западу, и по напряженности, с
которой на них реагирует Москва, и по росту
проевропейских настроений в белорусском обществе. Явно
теплеют и отношения с США, отмечает эксперт.
Однако внутриполитическая ситуация зафиксировалась на
уровне прошлого августа: о реальной либерализации в
течение последнего года говорить не приходится, считает
Силицкий.
По словам политолога, сложно прогнозировать, как дальше
будет развиваться диалог с Западом и ситуация в стране.
Так, старые авансы Минск более-менее отработал, а новой
критической ситуации нет. Вместе с тем, самостоятельно,
без внешних причин белорусские власти на реформы не
пойдут. Возможные политические перемены, говорит
Силицкий, будут вызваны экономическими интересами, а не
внутренней необходимостью в перестройке системы.
Эксперт отметил, что белорусские власти, конечно,
разрабатывают стратегии развития государства и думают о
переменах, но пока у них нет мотивации или необходимости
что-то кардинально менять. Беларусь продолжает
развиваться по "адаптационному сценарию" и действует в
зависимости от обстоятельств, считает Силицкий.