Переговоры по избирательному законодательству вступают в открытую фазу
Бюро по демократическим институтам и правам человека еще в феврале 2009 года передало официальному Минску семь условий, которые необходимо учесть при изменении Избирательного кодекса. Процесс изменения избирательного законодательства БДИПЧ собирается сделать прозрачным и открытым, чтобы не давать повода для политических манипуляций. Такие известия из Варшавы, где размещается БДИПЧ ОБСЕ, привезли лидер ОГП Анатолий Лебедько и секретарь ЦК ПКБ Елена Скриган.
Итоги «своевременной» поездки
подводит Анатолий Лебедько.
- Начнем с того, что БДИПЧ ОБСЕ - это организация
экспертов, в центре внимания которой находится не столько
политический аспект, сколько правовой, юридический.
Мы встречались с руководством БДИПЧ ОБСЕ в формате «два
плюс два»: со стороны белорусской оппозиции - я и
Елена Скриган, со стороны БДИПЧ заместитель главы
департамента Конрад Ольшевский и куратор белорусской
проблематики Мадс Линдберг, с полномочиями от директора
БДИПЧ, который находится на летних каникулах.
Процесс уже проходит не в кулуарах, не имеет закрытого
характера - это один из основных моментов, который мы
прояснили в ходе встречи. Еще зимой, в феврале, БДИПЧ
передало в Национальный центр законодательства семь
условий, которые необходимо учесть при изменении
Избирательного кодекса. Эти семь условий необходимо
учитывать, чтобы выборы проходили по стандартам ОБСЕ. И
эти семь условий полностью совпадают с нашим видением
корректировки избирательного законодательства -
аналогичные предложения мы передали в президентскую
администрацию и БДИПЧ еще в конце прошлого года.
Может быть, приоритеты расставлены не в том порядке, то
есть, нумерация другая, но по сути наши предложения
полностью совпадают с рекомендациями БДИПЧ. Перечислю
основные.
Главное - формирование избирательных комиссий должно
проходить с обязательным участием представителей
политических партий, которые участвуют в выборах. Снятие
всех барьеров между кандидатом и избирателем - как во
время агитационной кампании, так и на всех других этапах.
Подсчет голосов должен быть открытым и прозрачным: есть
бюллетень, который вынимается из урны, и оглашается, в
чью пользу подан голос. Избиратель должен иметь не только
право выбора, он должен иметь право свободного выбора -
для этого должны быть организованы открытые дебаты на
телевидении. Нужно, чтобы люди делали осознанный
выбор.
Все эти предложения, подчеркиваю, зафиксированы и в нашем
проекте, который мы передали в президентскую
администрацию и БДИПЧ еще в конце прошлого года.
-Как будет проводиться экспертиза предлагаемых изменений
в Избирательный кодекс?
-Власть, скорее всего, предложит косметические правки.
Формальный ответ на формальное соответствие стандартам
ОБСЕ может привести к политическим манипуляциям со
стороны официального Минска. Такую обеспокоенность мы
высказали на встрече с руководством БДИПЧ. Но
Венецианская комиссия при экспертизе будет исходить не из
тех предложений, которые дадут власти, а из того, учтены
ли семь условий БДИПЧ, переданных властям, в этих
изменениях. Именно эти семь условий дадут возможность
провести хотя бы относительно демократические выборы
через полтора года. Это полностью исключает вероятность
последующих политических манипуляций.
БДИПЧ передало предложения еще в феврале; ответа от
официального Минска пока нет. Но как только поступит
ответ - БДИПЧ собирается организовать и провести широкую
открытую дискуссию по избирательному законодательству.
Естественно, с нашим участием, с участием политических
партий, которые участвуют в избирательном процессе. Мы
констатируем, что переговорный процесс по избирательному
законодательству вышел за рамки кулуарных переговоров, из
закрытого режима становится достоянием гласности.
И еще. Все мы прекрасно знаем, что внести необходимые
изменения в избирательное законодательство Лукашенко
может в течение одного дня, издав соответствующий указ.
Затянуть процесс уже не удастся.