Двойная экономия. Узнали, как работает и сохраняет деньги первый в мире комбайн на метане
«И не своруешь уже топливо…» — сказал президент Александр Лукашенко, познакомившись с комбайном, работающим на метане. Гомельская птицефабрика «Рассвет» первой получила четыре машины «Палессе GS4118К». Уборочная подходит к завершению, а AUTO.TUT.BY узнал, как себя показала новая техника.
Даешь комбайну газ
Все четыре новых комбайна сейчас заняты на уборке кукурузы в Гомельском районе. Степенно проплывают из одного конца поля в другой и обратно. С виду — ничего особенного. Их «газовое» происхождение выдает только надпись на бортах да надстройка сверху на кузове — там спрятаны баллоны с метаном. Еще часть баллонов — сбоку, под обшивкой кузова. Всего их восемь штук и сделаны они из углепластика. Стальные баллоны весили бы непозволительно много.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565713848427.jpg)
— Дизельный комбайн заправил — и его хватает до конца смены, еще и остается топливо. А газовый нужно дозаправлять в середине дня. Вообще, объем заправки зависит от давления. Можно заправить так, что и газовый будет работать 10 часов, но по нашим нормам больше 200 атмосфер в баллоны загонять нельзя, — говорит Дмитрий, главный агроном птицефабрики «Рассвет».
В мощности может чуть и потерял мотор, у него где-то 350 лошадиных сил, но тяга, по словам комбайнеров, даже лучше. «Нет провалов, чуть нажал на газ — и машина вытягивает».
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714081469.jpg)
Двигатель здесь — не переделка дизельного агрегата под газ. Это продукт китайского завода Cummins, который выпускает целую линейку моторов для работы именно на метане. Этот двигатель специально адаптировали для нашего комбайна.
А вот сам комбайн практически не поменялся, хотя в нем появилось немало нововведений. Мы забираемся в кабину.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714208349.jpg)
В комбайне появились ремни безопасности и «печка»
— Смотрите, отопитель появился. Кондиционеры в комбайнах уже не новость, а вот отопители не ставили — уборочная-то проходит летом. Но мы ж работаем и осенью, когда уже холодно. Так что теплая кабина — это хорошо. Еще одна важная функция — датчик присутствия на кресле водителя. Если комбайнер встает с рабочего места, все процессы на комбайне отключаются. Это сделано для безопасности, чтобы комбайнер не полез что-то делать на работающей машине. Появились у кресла и ремни безопасности, как в автомобиле, — рассказывает комбайнер.
Ну что, поехали? Делаем один проход по кукурузному полю. Идет комбайн мягко, едва покачиваясь. Водитель говорит, что газовый двигатель немного шумнее. Странно. А вообще, грохот механизмов давит на уши, когда открываешь дверь. Если же она закрыта — музыку можно слушать без напряжения. За руль я проситься не стал — работа у комбайнеров и так нелегкая.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714337955.jpg)
— Никакой романтики в этом нет. Встаешь в семь утра, готовишь технику, выходишь в поле — и до вчера ездишь. Это тяжелый труд, — признается комбайнер.
А с виду управлять комбайном легко. Руль вращается одной левой, а правая рука лежит на джойстике, похожем на самолетный. Толкаешь вперед — машина едет вперед. Тянешь на себя — комбайн разворачивается.
Возвращаемся к началу поля: время обеда и заправки. Пока комбайнеры уплетают блюда полевой кухни, мы понаблюдали за процессом заправки.
Зальешь, но не сольешь
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714451440.jpg)
Заправщик — это тягач «Камаз» с полуприцепом, в котором вертикально расположены сто баллонов с метаном. За задней дверью полуприцепа прячется топливная колонка и несколько кранов-регуляторов. А в кабине — ноутбук. На нем стоит программа учета денег, количества топлива. И заправочная колонка, и ноутбук запитываются от небольшого бензогенератора.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714574390.jpg)
Шланг высокого давления подключается от колонки к разъему на комбайне. Пару манипуляции — и процесс пошел. Все восемь баллонов комбайна наполняются примерно за 15 минут, так что на заправку четырех комбайнов уходит не менее часа.
Сам заправщик пополняет запас метана на газовой станции. «Залить» все баллоны с нуля занимает примерно 4 часа. Спрашиваю у оператора, на каком расстоянии лучше стоять от машины или комбайна в процессе заправки. Оказывается, пять метров достаточно.
— То, что были случаи взрывов на легковых машинах — это вина поверителей. Деньги берут, а саму поверку не проводят. Естественно, что чем дольше баллон служит, тем больше уменьшается его прочность. Для этого проводится проверка баллона. Если рабочее давление в баллоне на машине — 196 атмосфер, то при проверке баллона туда закачивается 320 атмосфер. То есть проверяется запас прочности и дается гарантия, что он будет работать. Проверяют также крепления, герметичность системы. Взрывается из-за того что кто-то плохо сделал свою работу, — рассказывает оператор автомобиля-заправщика.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714701132.jpg)
Насчет безопасности здесь все продумано. Баллоны не металлические, а из углепластика. Давление выдерживают просто огромное. К тому же стоят перепускные клапаны, и плавкая вставка. Если какое-то возгорание — вставка плавится, открываются клапаны и идет сброс давления. Гарантия на баллоны — 20 лет.
Если после смены баллоны еще не пусты — комбайнер молодец, сэкономил. Но…
— Рассказывают такую историю, что один водитель пытался с хлебного фургончика «слить» немного метана для личных нужд в бытовой баллон. Соорудил какой-то переходник со шутцерами, соединил, повернул кран. Бабахнуло так, что фургончик стал похож на раскрытый тюльпан, а батоны летали по всему сараю, — смеются суровые комбайнеры.
Метановая экономика
— Техника очень экономная. Давайте считать. Литр газа стоит 65 копеек, а литр дизеля — 1,67 копейки. Нам на четыре комбайна надо было в среднем тысячу литров «дизеля» в день заправить — это 1670 рублей. Газ выходит почти в три раза дешевле. И это экономия в день. А если, как у нас, уборка идет два месяца, то можете посчитать, какая экономия получается, — объясняет главный агроном.
![](http://www.21.by/pub/news/2019/09/1569565714818488.jpg)
Дизельный комбайн с жаткой стоит порядка 135 тысяч долларов. А метановый — уже примерно 200 тысяч. Дорогое оборудование, баллоны. Да и производство пока опытное, практически штучное. В серии комбайн должен стоить дешевле.
— Комбайны были закуплены для нашего предприятия за бюджетные средства, наша птицефабрика — государственное предприятие. Мы сами заготавливаем сырье для птицефабрики, поэтому нам и выделили четыре машины для проверки, анализа — выгодно-невыгодно. Если экономия окажется значительной — будем расширять парк такой техники.