Стоит испытать один раз чувство полета, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Фразу приписывают Леонардо да Винчи, и, кажется, эти ребята с ней спорить не будут. Да, собственно, и разговаривать им некогда, ведь, прибежав из школы, парни увлеченно выпиливают половинку крыла для самолета, который будет участвовать в воздушных боях.
— Дважды в год мы проводим соревнования по воздушному бою, нынче планируем в начале ноября, — объясняет нам педагог дополнительного образования Виктор Трухан, который шутит, что в детстве не только разбирал самолетики, но и собирал. Хобби со временем переросло в профессию, а любовь к преподаванию ему передалась от дедушки — учителя истории сельской школы.
В кабинете, где проходят занятия по авиамоделированию, самолеты парят под потолком и ждут старта на стенах, они на полках, ящиках и столах. Настоящее царство влюбленных в небо. Здесь же Виктор Викторович бережно хранит модель Ил-2 с советской символикой, с которой становился чемпионом мира по воздушным боям, потрепанную, со сломанными крыльями. Вот отметина, куда прилетел винт соперника, а рядом трещинка, винт сломан… На столе обращаем внимание на еще один самолет — для 3D-пилотирования, он может выполнять фигуры высшего пилотажа повышенной сложности, даже зависать в воздухе, как вертолет.
— Но для этого нужно, чтобы пилот прошел углубленное изучение на симуляторе и только потом приступал к работе с моделью. Она достаточно хрупкая, если упадет на землю — остается только мешок запчастей, — уточняет преподаватель.
Ребята, которые занимаются первый год, учатся летать за компьютером. А те, кто постарше, приступают уже к воздушным боям радиоуправляемых моделей.
Есть среди учеников особенно способные, как Тимур Калинин, который начал заниматься только весной, а на днях сам совершил первый полет. Хотя обычно самостоятельно ребята начинают летать лишь на второй-третий год обучения. Вот к ним присоединяется серебряный призер Максим Парфенович, который прибежал на занятия после семи уроков в школе.
— Почти все самолеты летают одинаково: как ты его построишь, так он и полетит. Построишь плохо — может даже не взлететь, построишь хорошо — полетит. Меня бабушка привела в кружок по авиамоделированию в первом классе, и это сильно заинтересовало.
Максим уже потерял счет, сколько самолетов ему довелось создать своими руками — целый авиапарк. Это уже больше, чем просто хобби, и парень не сомневается, что копии самолетов всегда будут в его жизни, но и совершенно другой уровень, участие в соревнованиях с дронами, привлекает все больше. И WorldSkills оказался серьезным испытанием: участвовали впервые и соревновались с опытными соперниками из России, Казахстана, Малайзии. Организаторы предоставили команде для соревнований квадрокоптер, который нужно было собрать самим. А практически все задания (5 модулей!), кроме основных полетных умений, были в новинку, c волнением вспоминает Максим:
— В первом модуле нам нужно было показать знания в 3D-моделировании деталей для квадрокоптера, которые будут поворачивать камеру как вниз, так и вверх, и отправить их на печать. Во втором — напечатанную деталь установить на квадрокоптер и выполнить тестовое задание. В третьем модуле мы пилотировали в видеоочках, проходя два круга трассы. В четвертом — нужно было установить на квадрокоптер специальный захват и перенести 10 шариков через препятствия, сбрасывая их в урны с разным отверстиями, — чем меньше отверстие, тем больше очков. И последний, пятый модуль — программирование: квадрокоптер должен был сам взлететь, поменять цвет, пройти через препятствие, взяв перед стартом теннисный мячик и сбросив его в конце…
В планах — освоить основы видеосъемки с помощью квадрокоптеров, еще активнее летать в видеоочках (в этой компетенции на международном уровне наши могут дать фору соперникам) и готовиться к очередным соревнованиям.
— У меня папа ходил в авиамодельный кружок и мне передал любовь к самолетам, — рассказывает Николай Ожигин, ловко пилотируя в виртуальности.
А вот Андрей Верховодко узнал об авиамоделировании от друзей, пришел за компанию, и, как часто бывает, друзья сменили интересы, а он остался. Вместе с Максимом Парфеновичем в 2016 году они победили на белорусском этапе JuniorSkills.
Один из бывших учеников Виктора Викторовича уже ведет кружок по авиамоделированию для ребят помладше, а другой связал свою жизнь с авиацией, учится на специалиста по управлению беспилотными авиационными комплексами. И эти мальчишки, которые мастерят самолеты, по секрету нам сказали: тоже мечтают о профессии в авиации. Вот что значит чувство полета!