Виктор Маргелов: От того, что меня обольют грязью, вопрос не решится
31.01.2019 15:51
—
Разное
На днях гендиректор "Евроопта" Андрей Зубков заявил о том, что первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, бизнесмен Виктор Маргелов, выступая в защиту интересов суверенитета страны, отстаивает прежде всего свои собственную выгоду.
"Белорусский партизан" попросил Виктора Маргелова прокомментировать слова Зубкова.
"С этого момента выручка магазина Виктора Маргелова стала резко снижаться…"
"Мы получаем два основных обвинения, - заявил Андрей Зубков в интервью tut.by - Первое — мы оказываем давление на отечественных производителей требованиями лучших цен для наших покупателей, не давая им успешно развиваться. А второе — мелким и средним предпринимателям невозможно выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями.
Чтобы понять эту проблему, давайте обратимся к опыту европейских стран, где сети появились 50 лет назад. В развитых странах все уже давно изобретено и отрегулировано.
Сегодня по сути от имени бизнес-союзов выступают бизнесмены, которые не выдерживают текущую конкуренцию, они требуют для своего бизнеса — преференций и дополнительных административных барьеров — для своих конкурентов.
Возникает также логичный вопрос, почему в роли эксперта по работе торговых сетей от бизнес-союзов постоянно выступает Виктор Маргелов. В нюансах крупного ритейла он не разбирается — владеет лишь двумя небольшими магазинами — и на роль эксперта явно не тянет.
С другой стороны, он, занимаясь розничной торговлей, является нашим прямым конкурентом, поэтому тоже не имеет права выступать в роли человека, который беспристрастно вникает в проблемы.
Предположу, что гиперактивность Виктора Маргелова связана с его личной заинтересованностью, так как в конце ноября прошлого года "Евроопт" недалеко от его магазина открыл торговые объекты под брендом "Хит! Экспресс". Это небольшие магазины с ограниченным ассортиментом, но с очень приятными ценами.
По нашим данным, с этого момента выручка магазина Виктора Маргелова стала резко снижаться. Получается, ополчаясь на торговые сети, он выражает недовольство результатами обычной конкуренции. И даже если всем понятно его личное беспокойство, то какое отношение оно имеет к сути обсуждаемого вопроса — регулированию работы торговых сетей?"
"Павел Топузидис готов обсуждать, как минимизировать последствия"
- Виктор Егорович, несмотря на то, что интервью Зубкова появилось не вчера, вы его до сих пор никак не прокомментировали. Почему?
- Не хочу опускаться в эту низость, потому что от меня только и ждут, чтобы я продолжил дискуссию и начал оправдываться… Есть ведь и другая правда, которая не понравится "Евроопту"… Но я считаю, нам нужен серьезный, системный разговор. Поэтому не хочу отвечать по принципу "сам дурак".
- Удивительно, что Зубков не в целом бизнес-союзы обвиняет в наступлении на "Евроопт", а конкретно вас. Хотя вы лишь озвучиваете позицию ведущих объединений предпринимателей.
- Это попытка вывести меня из строя. В данном случае я выступаю не как частное лицо, а как посол, как парламентарий. В старые времена парламентеров и убивали, и дискредитировали… Но от того, что будет какой-то другой парламентер, а не я, позиция делового сообщества по поводу "Евроопта" и других крупных торговых сетей не поменяется.
Может лишь ужесточиться. Дело в том, что так считает не только наш союз, а шесть ведущих объединений предпринимателей.
- И все-таки: расскажите, что с вашими личными магазинами? Действительно падает выручка, потому что по соседству "Хит! Экспресс"?
- На самом деле магазины "Хит! Экспресс" несут большую опасность. Они разрушают традиционную торговлю и магазины шаговой доступности, в которых люди могут купить продукты, необходимые на каждый день – хлеб, яйца, колбасу, молоко и прочее. Там есть холодильное оборудование, продавцы режут людям колбаску на кусочки.
Магазины "Хит! Экспресс", как правило, не торгуют ни хлебом, ни молоком, ни колбасой, ни полуфабрикатами. Они работают в зоне, где мало расходов, но много доходов: алкоголь, пиво, дешевый импорт. И туда идут, потому что водка там продается с самой минимальной наценкой – 12 процентов.
Пиво у них продается на 20 процентов дешевле той цены, по которым завод обычно отпускает для таких магазинов, как мы.
- Но производители ведь идут на сделки с "Хит! Экспрессом", соглашаются им по низким ценам поставлять товары.
- Как кролик в пасть удава! Им нужна реализация, поэтому публично ни один производитель не скажет о них ничего плохого, потому что завтра могут потерять рынок сбыта. Хотя за углом могут и проклинать.
Откровенно говоря, я пока не вижу никакой опасности от крупных торговых сетей. Мы не говорим, что "Евроопт" нужно уничтожить, мы предлагаем лишь сбалансировать условия на рынке, создать равные условия на рынке. А жизнь покажет, кто более успешный.
Роста цен для населения от того, что уравняют условия для игроков рынка, точно не случится. Мелкие коммерсанты формируют рынок, и завтра они не станут "Еврооптами". Просто крупнейшие торговые сети будут меньше зарабатывать. И будут продавать по тем же ценам, что и все остальные.
- Виктор Егорович, а как на Западе решили эту проблему? Ведь там тоже есть мелкие торговые сети и крупные. Как там нашли баланс?
- В Беларуси среднее потребление на человека - порядка 2500 долларов в год. В Германии – около 40 тысяч. Чувствуете разницу? Малого бизнеса там доля меньше, но в абсолютных цифрах - она намного больше.
На Западе у людей есть деньги покупать эксклюзивные булочки в кафе за углом дома. А если люди едва сводят концы с концами, живут от зарплаты до зарплаты, то им не до эксклюзивных булочек. Поэтому этот рынок нашей стране почти отсутствует.
В Польше, кстати, тоже пожалели, что в свое время пошли по пути гипермаркетов, которые задавили местную торговлю. Получили коррупцию, протекционизм иностранных товаров и прочие вещи. Многие годы они потом отыгрывали ситуацию назад.
Должен быть баланс национальных интересов. В нашей стране он простой. Мы уже поняли, что крупную промышленность в силу ряда причин нам не развить. А малый бизнес может развить на местном рынке свое производство.
Но малый бизнес не стыкуется с крупными сетями. Не может мелкий предприниматель поставлять в крупные сети товары за полцены – он не выживет. Получается, чтобы малому производственному бизнесу обеспечить рынок сбыта, нужны небольшие магазины.
Кстати, почти все крупные сети запланировали рост 10-15 процентов на этот год. А у них сегодня уже около 80 процентов торговых площадей страны.
- Интересно, какой позиции по этому вопросу придерживается владелец компании "Табак-Инвест" и сети "Корона", член Совета по развитию предпринимательства Павел Топузидис?
- Он присутствовал на первом заседании, где обсуждался этот вопрос, и сказал примерно следующее: мы понимаем, что сегодня своей работой фактически душим малый бизнес в сфере розничной торговли. И мы готовы обсуждать, как минимизировать последствия.
- Ну, молодец. Кстати, основные владельцы "Евроопта", если не ошибаюсь, живут не в Беларуси?
- Да. Один в Монако, второй – в Литве. Но вопрос не в этом. "Евроопту" сегодня дали возможность так работать, создали все условия. И вопрос не в том, кто в этом виноват, а что делать, как исправить ситуацию. От того, что Маргелова обольют грязью, вопрос не решится.
Вот вы сами подумайте, что может случиться, когда окончательно победят три крупные торговые сети в нашей стране? Промышленности будет некуда поставлять товары, малый бизнес закрылся, массовая безработица, куча недовольных. Неважно, какое правительство и кто правит страной. Какие меры должна принять власть?
- Национализировать?
- Да. И мне кажется, это совершенно не в интересах "Евроопта". Поэтому я и предлагаю организовать серьезный разговор о том, что происходит на рынке…